Politics

Главный в телевизоре. Упал и не отжался: что происходит с рейтингом Путина

В федеральных теленовостях деятельность президента Владимира Путина освещают не менее активно, как и до объявления о предстоящей пенсионной реформе. Как следует из данных системы «Медиалогия», в апреле этого года глава государства упоминался в среднем 282 раза в неделю, в сентябре — 385. При этом его рейтинг за эти же шесть месяцев упал.

После президентских выборов и до объявления пенсионной реформы — в апреле 2018 года — Владимир Путин упоминался в эфире новостных программ на федеральных телеканалах («Первый канал», НТВ, «Россия 1», РЕН ТВ, «ТВ Центр») в среднем 282 раза в неделю. Это следует из данных системы «Медиалогия». Большинство поводов связано с официальными мероприятиями. В мае, когда Владимир Путин объявил новый состав правительства (18 мая) и принимал участие в Петербургском экономическом форуме (24–26 мая), его упоминали чаще — в среднем 365 раз в неделю.

На фоне пенсионной реформы (проект был внесен в Госдуму Белым домом 16 июня) рейтинг представителей власти, в том числе президента, снизился. Это отразилось и на губернаторских выборах, включая Приморье. По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), о готовности голосовать за Владимира Путина в сентябре говорили 47% респондентов, в то время как в мае поддержать его были готовы 64% опрошенных. По данным ВЦИОМа, в сентябре работу президента одобряли 63,7% (в мае — 80%).

Руководитель исследовательских проектов ВЦИОМа Михаил Мамонов считает, что «нельзя выстроить зависимость между количественным упоминанием на телевидении и рейтингом»: «В некоторые дни мы фиксируем повышение рейтинга в связи с короткими заявлениями Путина, например о губернаторских отставках». В сентябре, когда предложения правительства по пенсионной реформе рассматривались в Госдуме, президента упоминали в среднем 385 раз в неделю, учитывая его заявления на Восточном экономическом форуме во Владивостоке.

«Эффективность пропаганды сейчас гасится психологической усталостью, накопившейся за годы путинского пребывания у власти»,— полагает доцент РГГУ политолог Андрей Захаров. Дело не в персоналиях, а в принципе, — пояснил он «Коммерсанту». По словам Андрея Захарова, «могущество официальных СМИ не беспредельно». Отсюда, отмечает он, и «разворачивающаяся на наших глазах великая кадровая революция, жертвой которой уже пали многие и многие губернаторы»: «Впрочем, граждане понимают, что и у этих кадровых замен тоже есть предел, но телевизор уже не в силах утишить их печаль». Ведущий аналитик ФОМ Григорий Кертман полагает, что «нынешний рейтинг президента показывает новую политическую реальность, и повлиять на это федеральные каналы не могут».

 — Но если бы на телевидении количество упоминаний Путина снизилось, то его рейтинг упал бы не до 67% (уровень одобрения по данным «Левада-центр»), а куда значительнее,— полагает социолог «Левада-центра» Денис Волков. По его словам, только федеральное ТВ, работающее «без намека на альтернативное мнение, помогло сохранить рейтинг президента даже в протестном 2011 году, когда отношение населения было еще негативнее, чем сейчас».

Фото Юрия МАЛЬЦЕВА (из архива) и ТАСС

Использование материалов сайта возможно только с разрешения редакции

Search

Follow us

Read our latest news on any of these social networks!

Investigations

Sight

Asia voice

Experts