Кино с нуля. У Владивостока есть огромный потенциал в кинематографе

Серия мастер-классов «Как сделать своё кино с нуля», прошедшая в библиотеке БУК Владивостока, вызвала в городе настоящий ажиотаж, собрав самую разношёрстную публику: от школьников с горящими глазами до взрослых и серьёзных предпринимателей. Вопросов к организаторам мероприятия было множество: как воплотить свои гениальные идеи на плёнку? В чем секрет успешного сценария? Возможно ли добиться успеха в мире кино, если твоя фамилия не Бондарчук?

Недаром одним из проектов Свободного порта Владивосток заявлено создание собственной киностудии в Приморье. Отвечали на вопросы ребята из действующего кино-сообщества Владивостока — Максим Сапунцов и Александр Борисов, которые любезно согласились на интервью с PortoFranko.

«Владивосток — идеальное место для кино»

— Ребята, расскажите, с чего началось увлечение кино?

— Кинематографом я увлекался с детства, — рассказывает Максим Сапунцов (23 года). — Всё началось с того, что в 10 лет мне подарили видеокамеру. Помнится, снимал всё подряд, без разбора. Однако по-настоящему задумываться о карьере режиссёра я начал только после путешествия в Америку в 10-м классе. Увидев «Фабрику грёз» вживую, вдруг понял, что всё реально, даже пробиться на поприще киноискусства. Решил попробовать свои силы и поступить в колледж в Америке. Это оказалось нелегко. Для поступления требовалось сдать экзамен на знание английского языка TOEFL и вступительные экзамены в сам ВУЗ. Однако, справился, и стал на ступень ближе к своей мечте. В общей сложности, я прожил в Америке четыре года. Три из них учился в кино-колледже, один год проходил практику в Голливуде.

— Для меня операторское дело — хобби длиною в жизнь, — отвечает Александр Борисов (32 года). — Так же, как Максим, увлекаюсь этим с детства. А в последние четыре года я загорелся этим делом больше, чем когда-либо. До приезда Максима мы даже организовали кино-сообщество Владивостока, где люди, увлечённые кинематографом, знакомились, обменивались опытом и делали кино по мере своих возможностей. Лекции, которые мы проводим вместе с ребятами, направлены именно на то, чтобы привлечь в наше сообщество больше заинтересованных в кино людей.

— У вас уже есть свои работы в сфере кинематорафа?

Максим: — У меня режиссёрских работ пока не так много, одна из них —короткометражка «Ветер его жизни». Также я работал дольщиком у голливудского режиссёра Дастина Брауна в фильме «Ясность», который вышел на экран 18 декабря. Сейчас мы с ребятами снимаем короткометражный экшн «Вероника 84». Действие происходит в 80-ых годах. Всей интриги раскрывать не буду, скажу лишь, что будет много действия, драк и даже прыжок с вертолёта. Режиссёр — Геральд Вестник, один из лекторов нашего мастер-класса Александр Борисов — оператор, продюсер и помощник режиссёра — Сергей Миронов. Я в этом фильме играю главную роль и также выступаю продюсером. Фильм пока находится в разработке. Позже мы разместим его в Интернете, где каждый сможет посмотреть то, что получилось.

— Максим, вы находились буквально в эпицентре главной киностудии мира. Каким же ветром вас занесло в наш славный город у моря?

— Уже в Америке я стал задумываться о развитии кинематографа в регионах России. Просматривал много информации о том, как обстоят с этим дела в разных городах. Из всех больше всего мне приглянулся Владивосток. Я уже бывал здесь когда-то и влюбился в этот город с первого взгляда. Думаю, Владивосток — идеальная локация для съёмок кино. Архитектура города очень разнообразна. В спальных районах — Тихая, Вторая речка, Чуркин — можно снимать фильмы про советский период, в Миллионке — о начале XX-ого века. Кроме того, в черте города — чудесная природа. Красивых мест очень много. Мне кажется, мы просто обязаны показать эту красоту миру и создать во Владивостоке кинематографическую базу для съёмок кино.

— Планы грандиозные. Мне нравится. Но как вы собираетесь создавать эту кинематографическую реальность на пустом месте?

Александр: — Для начала — подготовить кадры. Это главная проблема. Владивосток их, к сожалению, не создаёт, а из тех мест, где учат киноискусству, никто сюда не возвращается.

Максим: — Курсы, которые мы проводим, нацелены как раз на то, чтобы разбудить интерес у людей, которые хотят заняться кино, но не знают — с чего начать. Интернета в этом деле недостаточно. В нашем же кино-сообществе имеются люди с кинематографическим образованием, которые могут помочь, объяснить и рассказать, как кино работает изнутри. Создавать что-то большое можно только с помощью большого количества людей. К счастью, как вы видите, на мастер-класс их пришло так много, что у нас зародилась идея создать свою киношколу.

— Допустим, вы подготовите кадры. Что дальше?

Максим: — А дальше — создание киностудии. Во Владивостоке с кино сейчас огромная проблема. Несмотря на всю красоту города, режиссёры из других городов и стран почти не приезжают сюда для съёмок. А всё почему? Потому что нет собственной киностудии. В кинематографе действует такая схема. Если я режиссёр и хочу снять кино в другом городе, я не буду тащить всю съёмочную группу за собой. Я возьму актёрский состав, оператора-постановщика, художника-постановщика — самых главных и необходимых — и поеду с ними на уже готовую площадку с готовой технической бригадой. Для этого мы и хотим создать кадры и киностудию. Не только для развития кинематографа Владивостока, но и для режиссёров из других стран, из Москвы и Петербурга.

— Думаете, если у нас будет своя киностудия, режиссёры заинтересуются съёмками во Владивостоке?

Максим: — Уже заинтересованы. Например, мой знакомый, режиссёр Дастин Браун, жаждет снять кино во Владивостоке. Я расписал ему красоты Владивостока, показал фотографии, и он загорелся, чтобы приехать сюда и снимать. Однако для него это очень затруднительно, потому что тащить всю аппаратуру и съёмочную группу — очень дорого. А вот если бы тут была киностудия, то он бы приехал сюда, не раздумывая. Кроме того, Владивосток, в силу своего расположения и врождённого очарования, очень привлекателен для режиссёров из Азии. Даже сейчас у кинематографистов со всего мира возрастает интерес к съёмкам во Владивостоке. Представьте, сколько режиссёров приезжало бы к нам, если бы у нас была своя киностудия! Так что я твёрдо уверен — у Владивостока есть огромный потенциал в кинематографе. Главное — его реализовать.

«Фабрика грёз»

— Максим, вы работали в Голливуде и знаете эту кухню изнутри. Скажите, в чём, на ваш взгляд, отличие американского кинематографа от российского?

Максим: — Разница в системах. В Голливуде хорошие режиссёры воспринимают кино как бизнес, как сферу развлечений. У нас в России, почему-то, все хорошие режиссёры снимают глубокомысленные фильмы, непонятные для массового зрителя. А коммерческие фильмы остаются обделёнными профессионалами. Самые популярные и раскрученные ленты, как правило, очень низкого качества. И всё в одних жанрах — ремиксы на советский кинематограф или коллективное творчество «Камеди Клаба». Мне кажется, людям это уже порядком надоело.

— Но ведь «пипл» всё равно «хавает»?..

Александр: — «Пипл»-то, конечно, «хавает», но если у нас всё делается под штамповку, то в Голливуде делают это красиво.

— Как вы думаете, какими качествами должен обладать фильм, чтобы привлечь российскую аудиторию?

Максим: — Я согласен с американской системой. Фильм для массового зрителя должен развлекать человека. Ведь большинство людей смотрит кино, чтобы отдохнуть после тяжёлого рабочего дня, а не задумываться над смыслом жизни. У таких фильмов публики больше, такие фильмы будут смотреть. Но они не должны быть дешёвкой, каких сейчас полно на рынке российского кинематографа. Нашим фильмам не хватает красоты и профессионализма.

— Где, на ваш взгляд, легче пробиться молодой и перспективной команде, вроде вас — в американском кинематографе или в российском?

Максим: —В американском, наверное, легче. Если гуляешь по Лос-Анджелесу пешком, через каждые пять минут попадаешь на съёмки какого-нибудь очередного фильма. Обычно молодые начинают с малого — с технической бригады, потом растут дальше. С режиссёрами и сценаристами — сложнее. Им предстоит найти подходящего продюсера, который проспонсирует фильм. Однако в Лос-Анджелесе продюсеров много, Россия в этом плане с Америкой не сравнится.

— Что нужно начинающему режиссёру или сценаристу, чтобы понравиться потенциальному продюсеру?

Максим: — Во-первых, уже снятые работы. Обычно это короткометражки. Во-вторых, идея. И не та идея, что рассчитана открыть перед человеком новые глубины сознания, а та, что будет понятна людям. Продюсер, прежде всего — бизнесмен. Он даст деньги на то, что принесёт ему прибыль. А деньги приносит то, что находит живой отклик у людей.

«Если у вас нету тёти…»

— Бытует мнение, что в российский кинематограф без родственников не пробьёшься. Что вы об этом думаете?

Александр: — Конечно, это типичная для российского кинематографа ситуация. Но если, например, посмотреть на того же Светлакова или Галустяна, то у них не было ни тёти, ни дяди. Они начинали с малого — со студенческого КВН. А сейчас снимаются в популярных российских комедиях. Поэтому, я считаю, главное — начать и не останавливаться, несмотря ни на что.

Максим: — Начинать надо с малого. Актёрам — с массовки второго плана, режиссёрам и сценаристам — с короткометражек. Важно что-то делать. Постоянно что-то делать. И показывать свой продукт миру. Например, те же короткометражки можно отправить на кинофестиваль, где продюсер может тебя заметить.

— Кстати, о кинофестивалях. В сентябре во Владивостоке прошёл кинофестиваль «Меридианы Тихого». Принимали ли вы в нём участие?

Александр: — Нет. Фестиваль этот рассчитан, прежде всего, на кинематографистов из Азии. Ребятам из Владивостока участвовать там практически нет возможности. Действительно, уровень их не так высок. Но я считаю, что в рамках фестиваля следует сделать специальную программу для местного кино. Кинематографистам это дало бы возможность сравнивать и продвинуться в массы.

— Какие советы вы могли бы дать начинающему кинематографисту?

Александр: — Во-первых, адекватно воспринимать критику. Многие, сделав что-то в первый раз, получают негативные отзывы. Это абсолютно нормальное явление. Однако тысячи людей воспринимают критику слишком остро и опускают руки. Это огромная ошибка. Надо просто проанализировать, сделать выводы и продолжать двигаться дальше.

Максим: — Второй совет — всегда начинать с малого. Почти никого не берут с улицы на главную роль в крутом фильме, почти никто никогда не даст денег на воплощение задумки мальчика или девочки с улицы. Нужно иметь готовый продукт, чтобы рассказать и показать людям, кто ты есть. Из этого вытекает третий совет — постоянно что-то делать. Через тернии к звёздам, через шквалы критики и неверие в себя, нужно всё время самосовершенствоваться. Только так количество перейдёт в качество, и вы сможете стать профессионалом.

Дарья КОЧКИНА

Использование материалов сайта возможно только с разрешения редакции