Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

Берега угля. В Приморье активно создают новые угольные терминалы

Рубрика: Бизнес
05.09.2018

ОАО РЖД может получить 25,01% в проекте угольного порта Суходол в Приморье, принадлежащего холдингу СДС. Общая стоимость проекта оценивается в 48,5 млрд руб., из которых около 37 млрд руб. надо привлекать у банков, а 9 млрд руб. на 13 лет готова одолжить монополия. На рынке скептически относятся к выбору ОАО РЖД, но аналитики ожидают роста спроса на уголь в АТР.

По данным газеты «Коммерсант», совет директоров ОАО РЖД сегодня рассмотрит вопрос о выделении ООО «Морской порт «Суходол»» займа в размере свыше 9 млрд руб. на 13 лет под 10% годовых. ОАО РЖД может получить 25,01% в проекте за 440 млн руб. «Суходолом» владеет группа СДС Михаила Федяева и Владимира Гридина. Проект стартовал в 2012 году и предполагает создание угольного порта в Приморье на 20 млн тонн (12 млн тонн к 2021 году, еще 8 млн тонн — в 2022 году). Общее финансирование может составить около 48,5 млрд руб. (строительство — 35,4 млрд руб.), из которых заемные средства — около 37 млрд руб.

По некоторым данным, ОАО РЖД может выдать заем траншами в течение трех лет, если «Суходол» предоставит договоры с подрядчиками, подтвердит источники финансирования со своей стороны и заключит долгосрочный контракт take-or-pay с СДС на перевалку не менее 12 млн тонн в год по ставке не менее $10 за тонну. СДС в 2017 году продал 24 млн тонн угля (91% на экспорт), к 2021 году экспорт должен вырасти до 28 млн тонн, загружать Суходол планируется и за счет других угольщиков.

Напомним, на заседании президентской комиссии по ТЭК в Кемерово, перед которым Владимир Путин посетил с Михаилом Федяевым Черниговский разрез СДС, глава Минэнерго Александр Новак заявил, что экспорт угля из РФ в АТР может удвоиться до 207 млн тонн к 2025 году. Мировые цены на энергоуголь свыше года держатся на уровнях $100–115 за тонну, но и предложение растет, а значит, в долгосрочной перспективе цены могут упасть до $80–90 за тонну, хотя российские угольщики при слабом рубле будут прибыльны, говорит Олег Петропавловский из БКС.

Но ряд источников в отрасли называют идею ОАО РЖД «крайне сомнительной». «Сегодня у монополии лишних денег просто нет, а при вложениях в порт ОАО РЖД берет на себя и дополнительные риски»,— говорит один из экспертов. Суходол тогда получит серьезное преимущество перед другими портами узла Восточный—Находка, где и так проблемы с темпами развития, подчеркивает он.

— ОАО РЖД было бы целесообразней вкладывать деньги не в порт, а в расшивку железнодорожных подходов с учетом роста экспорта, — считает Надежда Малышева из PortNews. У монополии есть доля в порту Раджин в КНДР, но это похоже на политический проект, как и ее участие в порту Усть-Луга, говорит эксперт, а 5,3% акций НМТП для монополии скорее финансовая инвестиция. Косвенно ОАО РЖД владеет и около 17% в «Порту Ванино», который считается подконтрольным структурам ГПБ и управляется в интересах «Мечела».

— Такой значительный вклад, который ОАО РЖД готово сделать в Суходол, может нарушить общий доступ к инфраструктуре и даст проекту мощный лоббистский ресурс, — полагает Надежда Малышева.

Другой источник в отрасли настаивает, что «у ОАО РЖД много денег, и нужно искать, куда их вкладывать», но также сомневается в выборе проекта.

— Чем плох проект угольного порта «Вера», который планируется запускать в сентябре? Почему монополия не вкладывает в ППК-Север в бухте Врангеля, который делает «Ространсмодернизация», а подрядчиком была «Сумма»? Почему там не достроить железнодорожную часть, на которую из бюджета выделено 10 млрд руб., и не завершить терминал? — спрашивает эксперт. А еще один источник отмечает, что Суходол «астрономически дорогой и неконкурентоспособный по сравнению с другими».

Фото Юрия МАЛЬЦЕВА (из архива)