Без упоминания партии. Повышение пенсионного возраста сильно повлияло на кампанию

Повышение пенсионного возраста сильно повлияло на агитационную кампанию на региональных выборах, указывают авторы доклада фонда «Либеральная миссия». Системные партии и их кандидаты активно используют лозунги против пенсионной реформы в своих газетах и билбордах, проводят митинги и пикеты. А единороссы при этом часто отстраняются от партийного бренда.

Как указывают авторы доклада, «основной особенностью агитационной кампании 2018 года стало ее хронологическое совпадение с анонсированием» повышения пенсионного возраста.

— В результате крайней социальной значимости этой темы, впервые за многие годы федеральная информационная повестка прямо влияет на содержание региональных избирательных кампаний, политизирует поведение избирателей даже вопреки желанию местных властей и часто самих участников выборов,— отмечают эксперты Александр Кынев, Аркадий Любарев и Андрей Максимов. По их мнению, сообщает «Коммерсант», такого эффекта не имело даже присоединение Крыма в 2014 году, «которое тогда почти не отразилось на содержании региональных избирательных кампаний». Пенсионная тема впервые со времен думской кампании 2011 года, когда все участники выборов использовали лозунг «голосуй против жуликов и воров», стала общей темой электоральной мобилизации.

— Пенсионная реформа оказалась наиболее болезненной именно для базовой для власти социально-возрастной группы. Именно у тех, кто явно думает о пенсии в ближайшей перспективе, то есть тех, кто старше 50 лет (женщины 50–55 лет и мужчины 50–60 лет), реформа резко меняет жизненные планы, а их около 18 млн. Еще 9 млн в возрасте 45–50 лет. Итого реформа является явно неприятной новостью, вынуждающей менять жизненную стратегию, примерно для 27 млн человек. Это наиболее активный и хорошо мобилизуемый электорат,— констатируют эксперты «Либеральной миссии». По их мнению, именно такие избиратели стали опорой власти во многих ее решениях 2000–2010-х годов. «Изменение взаимоотношений власти и данной группы избирателей и предопределило дальнейшее изменение формата всей агитационной кампании 2018 года, и, как можно предположить, это влияние выйдет за пределы 2018 года»,— ожидают авторы доклада.

В документе отмечается, что с середины июля в регионах, в том числе и выборных, стали активнее проходить митинги против повышения пенсионного возраста, организованные системными политическими силами. Тогда же они стали активно использовать эту тему в своей агитационной продукции. Эксперты полагают, что системные партии могли либо постепенно адаптироваться к новой политической ситуации и наблюдать за снижением рейтингов единороссов, либо видят в их относительно запоздалой реакции на реформу «контратаку несистемной оппозиции в лице Алексея Навального объявившего с 1 июля начало акций протеста против повышения пенсионного возраста». «Это могло вынудить власти смириться с расширением поля «допустимого политического несогласия» для системной оппозиции»,— считают эксперты.

Эксперты указывают, что кампании действующих глав регионов и врио губернаторов проходят при максимальной персонификации: «почти все они ведут агитацию без упоминания выдвинувшей их партии». «В кампании большинства глав регионов, особенно назначенных недавно, сделана ставка на тему обновления и перемен. Даже в кампаниях глав регионов, работающих относительно давно, доминируют темы развития и движения вперед, которые иногда сочетаются с отсылками к опыту работы губернатора»,— говорится в докладе.

Напомним, на выборы губернатора Приморья выдвинуто пять человек. От «Единой России» идет действующий врио губернатора Андрей Тарасенко, от ЛДПР баллотируется депутат Госдумы Андрей Андрейченко, от КПРФ — депутат Законодательного собрания Приморья Андрей Ищенко, «Справедливую Россию» на выборах представит другой депутат краевого парламента Алексей Козицкий, а от Российской партии пенсионеров за социальную справедливость — еще один депутат Заксобрания Юлия Толмачева.

Выборы губернатора Приморского края пройдут в единый день голосования — 9 сентября 2018 года.

Фото Юрия МАЛЬЦЕВА (из архива)

Использование материалов сайта возможно только с разрешения редакции

Поиск

Мы в соц. сетях

Читайте последние обновления в любой из этих социальных сетей!