Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

Иные ценности. Найдут ли сокровища на борту затонувшего в Японском море «Дмитрия Донского»?

Рубрика: АТР
19.07.2018

Заявления о сокровищах стоимостью 130 миллиардов долларов на крейсере «Дмитрий Донской», который нашли на дне у берегов южнокорейского острова в Японском море: это, скорее всего, миф и способ привлечения внимания, — считает военный историк, доцент Дальневосточного федерального университета Кирилл Колесниченко.

Как уже сообщал PortoFranko, накануне компания «Синиль» (Shinil Group) опубликовала сообщение, что броненосный крейсер «Дмитрий Донской» найден на глубине 434 метра у южнокорейского острова Уллындо. Камеры отчетливо зафиксировали надпись с названием корабля. Сразу появилась информация, что на его борту якобы находятся сокровища — несметные запасы золота более чем на 130 миллиардов долларов. Компания собирается организовать подъем крейсера со дна моря.

— У каждого корабля была своя казна. Сосредотачивать все на одном было бы опасно, потому что корабль мог погибнуть, и вся казна бы пошла на дно. Да и зачем везти ее морем до Владивостока, если можно с минимальным риском отправить золото на поезде? Скорее всего, это миф, — прокомментировал Кирилл Колесниченко РИА «Новости».

По словам эксперта, история повторяется: в 80-х годах прошлого века японский миллионер организовал погружение на другой крейсер — «Адмирал Нахимов», который тоже был в составе Второй Тихоокеанской эскадры. Было объявлено, что там нашли сокровища на 35 миллиардов долларов — казну эскадры.

— Потом выяснилось, что все это фикция. Для чего это нужно было японскому бизнесмену? Для привлечения внимания. Он показывал платиновые слитки, которые потом оказались свинцом. История повторяется, — отметил историк.

Он считает, что крейсер не смогут поднять, ведь он лежит на очень большой глубине с 1905 года, и уже проржавел. Но с «Дмитрия Донского» могут быть подняты отдельные артефакты.

— Любой погибший корабль, на борту которого находятся останки членов экипажа, считается воинским захоронением. Поднимать его без разрешения Российской Федерации нельзя, равно как и проводить на нем какие либо работы. Сейчас подводная техника развивается и становится доступной многим, зачастую, пока государства разбираются, охотники за сокровищами или металлом сами проникают и берут то, что им надо. Но тут большая глубина, поэтому вряд ли кто-то сможет добраться, — высказал свое мнение эксперт.

Как считает командир приморского поискового объединения «АвиаПоиск» Ярослав Ливанский, ценность находки у берегов Кореи совершенно в другом.

— Найденный крейсер — бесценная реликвия для России, объект героического и трагического прошлого, боевой истории страны, — отметил специалист. По его словам, «все будет зависеть от договоренностей сторон».

Юрист-международник Анатолий Капустин пояснил, что военный корабль императорского флота «Дмитрий Донской», который затонул во время Русско-Японской войны, принадлежит России.

— Не стоит также забывать о правиле — то, что выбрасывается на берег, то приобретает прибрежное государство, а если судно находится на дне, оно сохраняет собственность того государства, которое является собственником судна, — напомнил юрист.

Такова же и позиция Республики Корея. Частная компания, претендующая на право поднять затонувший российский крейсер «Дмитрий Донской», не имеет возможности это сделать с точки зрения закона, — об этом сегодня сообщило агентство Рёнхап со ссылкой на осведомленные источники в госструктуре Южной Кореи.

— В данном же случае частная организация не имеет правовой возможности заниматься подъемом судна, — заявил представитель Южной Кореи. По его словам, «с учетом правового иммунитета прибрежные государства не предъявляют юридических и административных прав на затонувшие военные корабли». Вместе с тем, согласно морскому праву, все затонувшие в море объекты, имеющие археологический и исторический характер, охраняются «в интересах всего человечества и с учетом, прежде всего, прав государства происхождения», — то есть России.

Кроме того, согласно Конвенции об охране подводного культурного наследия ЮНЕСКО от 2001 года, все затонувшие объекты старее 100 лет, в том числе суда, представляют собой мировую ценность, и их раскопки и подъем в коммерческих целях запрещен. Поэтому Республика Корея будет учитывать прежде всего тот факт, что «Дмитрий Донской» представляет собой культурное историческое наследие нового времени, связанное с Русско-Японской войной у берегов Кореи. Крейсер затонул на территории нынешней Южной Кореи, а ее закон о культурных ценностях рассматривает этот корабль в любом случае как культурную ценность.

— Если бы это был обычный корабль, то в течение 90 дней после объявления о его обнаружении должен быть установлен его справедливый владелец, в противном случае высока вероятность того, что корабль перешел бы в собственность государства, — пояснил источник Рёнхап. Однако поскольку речь идет о военном корабле, это совсем иной случай. В свою очередь министерство морского хозяйства и рыболовства страны уточнило, что южнокорейская компания не подавала, как того требует закон, заявку «на разрешение вести какие-либо работы» правительству Республики Корея.

Напомним, «Дмитрий Донской», спущенный на воду в 1883 году, принимал участие в Цусимском сражении, и, несмотря на многочисленные повреждения, вел бой до последней возможности. После сражения крейсер направился на север, во Владивосток, но его нагнали японские корабли, преследовавшие остатки российской эскадры. Не желая сдаваться, экипаж крейсера принял решение затопить корабль. Это случилось 29 мая 1905 года.

Иллюстрации — Shinil Group и «Военное обозрение»