МАЗ — не «Мазда». Эксперты считают «пиаром» обещанный завод во Владивостоке

Власти Приморья недавно заявили о намерении белорусского МАЗа создать в регионе крупноузловое сборочное производство автобусов. МАЗ активно наращивает продажи в РФ, но эксперты сомневаются в экономической целесообразности создания сборки в Приморье. Тем более, что МАЗ как минимум трижды создавал сборочные производства в России, но выпустил на них лишь несколько сотен автобусов.

Белорусский МАЗ может создать в Приморье крупноузловое сборочное производство автобусов. По сообщению администрации края после совещания по созданию машиностроительных производств, гендиректор «МАЗ-Рус» (дистрибутор МАЗа в РФ) Вадим Казак «выразил заинтересованность в создании такого производства» и «было предложено сформировать соглашение о намерениях». На совещании также обсуждали поставку автобусов в Приморье.

Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на данные «Автостата», в январе—мае продажи автобусов МАЗ в России выросли на 32%, до 330 штук, при этом сектор в целом вырос только на 19%, до 5,3 тыс. штук. Доля белорусской марки на рынке РФ составляет 6,2%.

Специалисты рынка предполагают, что таким образом МАЗ может получить преференции по закупкам в Приморье за счет формального статуса местного производителя, есть возможность участия в льготных программах правительства для развития Дальнего Востока. Но экономической целесообразности в организации сборки МАЗа в Приморье нет, считают специалисты, в частности, из-за «дорогой логистики». Один из экспертов предполагает, что «сборка может ограничиться установкой сидений», возможно, это будет «подсборка салона с минимальным персоналом». Другой собеседник издания вообще считает проект пиаром, соглашаясь с логистической нецелесообразностью производства в Приморье.

Конечно, МАЗ все-таки может реализовать проект, особенно, «если завод получит льготы на транспортную составляющую, как у «Соллерса» (речь идет о льготах на вывоз машин СП Mazda-Sollers в европейскую часть страны). Но шансы, считают эксперты, не велики. Создание в Приморье предприятия имело бы смысл, если бы проект был ориентирован на экспорт. Но специалисты на рынке не видят перспектив экспорта автобусов МАЗ, например, в Японию: «Для экспорта должна быть разработка автобуса с правым рулем». По их словам, сборка в Приморье может быть создана только под местный спрос, а он очень ограничен.

Еще один источник напоминает, что МАЗ и ранее не раз заявлял о создании сборочных производств в России: «Такие псевдопредприятия МАЗа создаются под одну-две сделки, потом о них все забывают». В частности, он напомнил об открытии производств МАЗа в Ярославле, Самаре и Нижнем Новгороде в начале 2000-х годов, которые «в среднем собирали 100 машин и закрывались». Некоторые из анонсированных проектов МАЗа в России (например, в Новосибирске в 2003 году) так и не были открыты, добавляет он. Отметим, что с 2011 года по инициативе «Ростеха» шли переговоры об объединении МАЗа и КамАЗа, но проект так и не был реализован.

Фото Юрия МАЛЬЦЕВА

Использование материалов сайта возможно только с разрешения редакции

Поиск

Мы в соц. сетях

Читайте последние обновления в любой из этих социальных сетей!