Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

Мглою кроют. На угольной пыли в Находке пытаются заработать не только политический капитал?

Рубрика: Общество
27.07.2017

Крупнейший в России угольный стивидор АО «Восточный порт» в первом полугодии 2017-года перевалил 11,7 млн. тонн продукции — на 410 млн. тонн больше, чем за тот же период прошлого года. Эксперты прогнозируют дальнейший рост поставок твердого топлива в страны АТР. А депутаты Госдумы тем временем включились в борьбу с угольной пылью, вдохновленные звонком мальчика из Находки президенту Путину.

Тучи над городом

Грузооборот Восточного порта в 2016 году составил 23,5 млн. тонн угля — пятую часть всего угольного экспорта из морских портов России и около 30% от перевалки угля в портах Дальневосточного бассейна. В структуру компании входят два производственно-перегрузочных комплекса. Сейчас в рамках Свободного порта Владивосток ведется строительство третьей очереди угольного комплекса, включая создание федеральной железнодорожной инфраструктуры. В 2017 году объекты будут введены в эксплуатацию, что, по прогнозам, увеличит грузооборот стивидорной компании до 39 млн. тонн угля в 2019 году.

Восточный порт, как и другие стивидоры Находки, специализируется на перевалке каменного угля с Кузбасса. В пресс-службе Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД) отмечают рост погрузки в Кемеровской области, при этом основное увеличение обеспечивается за счет отправки топлива в направлении портов Дальнего Востока.

— За 6 лет с 2010 года погрузка угля из Кузбасса в данном направлении выросла более чем в 2 раза: в 2010-м — 19,8 млн. тонн, в 2016-м — 47 млн. тонн, — уточнили в ЗСЖД.

Фактически, половина всего экспорта угля через российские порты сейчас приходится на дальневосточное направление. Крупнейшими странами-импортерами российского угля являются страны АТР, прежде всего — Китай, Япония и Южная Корея. По мнению экспертов, в ближайшие годы следует ожидать увеличения российского экспорта через порты Дальнего Востока. А это значит, что тучи угольной пыли над ними будут сгущаться, несмотря на то, что задача «развести их руками» поставлена на уровне президента страны.

Право дышать

Специалисты относят Восточный порт к одной из «цивилизованных» компаний. Но в Находке перевалкой угля в настоящее время занимается добрый — хотя, с точки зрения жителей города, совсем «не добрый» — десяток стивидоров. Зоны погрузочно-разгрузочных работ и хранения твердого топлива размещены вдоль моря, практически за забором — жилые дома, школы и детские сады.

В 2016 году через Находку было перевалено 55 миллионов тонн угля. Из этого объема 40 % пришлось на АО «Восточный порт», а все остальное — по несколько миллионов тонн — поделили между собой остальные стивидорские компании. Доходный бизнес осваивался по известному принципу: бери больше — кидай дальше. Из вагонов уголь разгружают грейферным способом — ковшами. Затем так же перемещают к причальным стенкам, а с них ссыпают в трюмы судов. При таких объемах город уже задыхается в угольной мгле.

— На сегодняшний день грейферная погрузка составляет, наверное, порядка 70% от других видов погрузки, — считает заместитель генерального директора АО «Дальмормонтаж» Александр Алексашкин.

Причина того, что творится сегодня в Находке и других портах страны, где отгружают уголь — уход государства от регулирования размещения того или иного объекта, считает главный государственный санитарный врач РФ Анна Попова. По ее словам, сложности в защите прав жителей дышать чистым воздухом были связаны с отсутствием соответствующих нормативов.

— В советское время у нас был, и сейчас это сохраняется, норматив исключительно для работников — шахтеров, для тех, кто имеет пыль в воздухе рабочей зоны. Не было необходимости нормировать угольную пыль в атмосферном воздухе в жилой застройке, потому что такого не было никогда, — отметила она.

Оседает в Госдуме

Существующие методы пылеподавления и другие «меры профилактики», предлагаемые властями Приморья и самими стивидорами, проблему кардинально не решают. Вдохновленные прямой линией с президентом, к делу попытались подключиться депутаты Госдумы. Получилось как всегда. Впечатление, что думские деятели пытаются заработать на угольной пыли не только политический капитал.

Напомним, после того, как президент пообещал «разобраться», на Находку обрушились проверки, а депутаты от «Единой России» вообще предложили правительству законодательно запретить открытую перевалку угля. Против таких формулировок единым фронтом выступили участники рынка, Минтранс и Минэнерго. Пока испугавшиеся собственной смелости единороссы дорабатывали текст документа, сходную инициативу быстро внесли в Госдуму их коллеги от ЛДПР, по мнению которых пока все привело «лишь к формальным решениям — якобы отремонтировали датчики, губернатор посетил город, а там все хорошо, при этом жалобы местных жителей не прекращаются».

Источник газеты «Коммерсант» на рынке отмечает, что инициатива депутатов от ЛДПР исходно «выглядела популистской», при этом «если единороссы предлагают обязать правительство разработать нормы перевалки, то либерал-демократы пытаются на уровне закона описать технологический процесс работы порта и набор необходимого оборудования», что едва ли соответствует законотворческой практике. Конвейеры и «закрытую пересыпку» (вероятно, депутаты так называют выгрузку вагонов с помощью вагоноопрокидов) сегодня используют лишь четыре терминала — в Усть-Луге, Восточном, «Дальтрансуголь» и Посьет, а 90% стивидоров работают в универсальных портах и используют манипуляторы и портальные краны, то есть могут подпасть под запрет. Поэтому, считает эксперт, появление такой инициативы, видимо, является частью конкурентной борьбы между стивидорами.

Такого же мнения придерживается другой собеседник «Ъ», по данным которого появление первой версии законопроекта «Единой России» не было согласовано с Кремлем. Более того, по его словам, председатель Госдумы Вячеслав Володин поручил вице-спикеру Сергею Неверову проверить, не идет ли речь о «коммерческом заказе».

Сами единороссы значительно смягчили первый вариант законопроекта. Теперь речи о введении закрытой перевалки не идет, а определение термина «открытая перевалка» отдано на откуп правительства «с привлечением заинтересованных сторон». Нет сомнений, что «определяться» будут долго.