Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

Море газа. Проект «Владивосток СПГ» переориентируют на бункеровку судов

Рубрика: Бизнес
04.07.2017

Один из громких, но так и не реализованных проектов «Газпрома» — «Владивосток СПГ» — получил новый шанс: компания урезает его мощность до «среднетоннажной» и переориентирует его на бункеровку морских судов. При таком варианте на СПГ-проект должно хватить газа с Южно-Киринского месторождения. А рынок сбыта, по мнению экспертов, выглядит перспективно на фоне ужесточения экологических норм при морских перевозках.

Способ реанимации

Глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что компания нашла способ реанимировать проект строительства завода «Владивосток СПГ», — комментирует «Коммерсант». Запустить первую очередь на 10 млн. тонн монополия предполагала к 2019 году с выходом через два года на полную мощность (рассматривался и вариант увеличения объемов до 15 млн. тонн). Газ для СПГ-завода сначала планировалось поставлять из газопровода «Сила Сибири», но затем «Газпром» переориентировался на месторождения «Сахалина-3» — Киринское (162 млрд. кубометров) и Южно-Киринское (711 млрд. кубометров, с 2015 года под санкциями США).

Рынками сбыта «Владивосток СПГ» считались страны АТР. Но санкции против Газпромбанка, который должен был привлекать финансирование для проекта, поставили его реализацию под вопрос уже в конце 2014 года. К тому же на рынке СПГ произошел спад спроса, и «Газпром» тогда задумался не о сжижении газа, а о наращивании трубопроводных поставок в Китай. Летом 2015 года Алексей Миллер заявил, что «Владивосток СПГ» не будет реализован в ближайшее время.

Но, как уже сообщал PortoFranko, в минувшую пятницу глава «Газпрома» заявил, что «в последние месяцы проект перешел в разряд рабочих» и существенно видоизменен.

— Причина — рост на рынке АТР потребностей в газомоторном топливе, в первую очередь это бункеровка судов. Мы видим очень большой спрос и интерес иностранных компаний, которые готовы участвовать в этом проекте с пониманием нацеленности этого газа на бункеровку,— пояснил он. «Газпром» существенно сократил мощности «Владивосток СПГ». «Я бы назвал этот проект среднетоннажного производства»,— уточнил Алексей Миллер.

На полноценный проект «Владивосток СПГ» могло бы не хватить газа даже при наращивании запасов на Южно-Киринском (по прогнозам «Газпрома», по итогам бурения к концу года они могут достигнуть 900 млрд. кубометров). Максимальная мощность месторождения — около 21 млрд. кубометров в год, этот газ компания собирается направить и на поставки по трубе в Китай, о чем «Газпром» в начале года возобновил переговоры с CNPC (у компаний уже есть контракт по «восточному маршруту» через «Силу Сибири» мощностью 38 млрд. кубометров в год). Монополия рассматривает возможность расширения СПГ-завода на «Сахалине-2» с Shell и японцами. А Япония предлагает «Газпрому» проект морской трубы Сахалин—Хоккайдо.

Топливная революция

СПГ как топливо для бункеровки считается перспективным направлением. Небольшие заводы по сжижению для заправки судов строит дочерняя структура Газпромбанка «Криогаз». Мощность работающего завода в Пскове — около 20 тыс. тонн в год, в Кингисеппе — 9 тыс. тонн в год, планируется в 2017 году запустить производство в Калининграде на 150 тыс. тонн, в 2018 году в Петрозаводске на 150 тыс. тонн, а в 2018–2019 годах в Высоцке — на 660 тыс. тонн. Возможность приобретения доли в бизнесе по СПГ-бункеровке рассматривает НОВАТЭК, говорил в апреле глава компании Леонид Михельсон.

Как отмечает Надежда Малышева из PortNews, объем рынка бункеровки на Дальнем Востоке в 2016 году составлял 3,5 млн. тонн нефтепродуктов. По ее словам, у СПГ хорошие перспективы, так как сейчас International Maritime Organization (IMO) ужесточает нормы выбросов при эксплуатации судов. Сейчас допускается содержание серы в топливе до 3,5%, отмечает эксперт, под эти параметры подходит большинство мазутов. Но с 2020 года, говорит Надежда Малышева, этот показатель будет снижен до 0,5% во всем мире, что сделает использование мазутов малорентабельным и усилит предпосылки для перехода на СПГ.

— Так что в будущем в России и во всем мире понадобится развитая сеть для бункеровки СПГ, — говорит она, отмечая, что газ имеет свою специфику и не может долго храниться в отличие от традиционных видов топлива.

— По факту сейчас формируется новый рынок: это революция с точки зрения топливной системы, как переход сто лет назад с угля на мазут,— говорит Надежда Малышева. По ее словам, строительство завода СПГ для бункеровки — очень перспективный проект, но будут нужны определенные шаги по изменению законодательства как в сфере производства и хранения, так и транспортировки топлива.

Морским путем

В целом сегодня объем мирового импорта СПГ составляет около 250 млн. тонн. 75% из этих объемов приходятся на страны Азии и Океании. Япония, которая наращивает импорт газа после аварии на «Фукусиме-1», является лидером по закупкам этого энергоносителя (35%). Южная Корея обеспечивает 13%, Китай — 8%, Индия — 6%, свидетельствуют данные Фонда национальной энергетической безопасности. Крупнейшие поставщики сжиженного газа — Катар, Австралия, Малайзия, Нигерия и Алжир.

Россия сейчас поставляет около 10 млн. тонн с СПГ-завода «Газпрома» на Сахалине, который планируется расширить. На рынок Европы и Латинской Америки нацелен строящийся в районе морского порта Усть-Луга «Балтийский СПГ» — мощностью 10 млн. тонн. Мощность проекта «Ямал СПГ» — 16,5 млн. тонн, сжиженный газ с Севера будет поставляться морским путем в Западную Европу и на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

По прогнозу министра энергетики Александра Новака, эти и другие планируемые крупнейшие российские СПГ-проекты, развитие малотоннажного производства СПГ и стимулирование внутреннего спроса, позволят увеличить производство сжиженного природного газа в России к 2030 году до 80 млн. тонн, а долю России на мировом рынке — до 20%.