Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

Наступление новой «ЭРЫ». С 5 апреля в Приморье начинается установка на машины «тревожной кнопки» — кто спас ГЛОНАСС?

Рубрика: Бизнес
04.04.2017

С 5 апреля «Сумотори-Авто» начинает продажу и установку абонентских терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» во Владивостоке. Компания стала первым официальным дилером по оснащению «тревожной кнопкой» подержанных иномарок в Приморье.

Не простая коробочка

На сайте технохолдинга «Сумотори» разъясняется порядок установки абонентского терминала, а также сообщается стоимость услуг и оборудования. В общей сложности все удовольствие тянет на 27.111 рублей. В цену вопроса входят: сам терминал — 22361 руб. (с НДС), программирование электронного навигационного блока связи и идентификация в системе —1950 руб., монтаж «кнопки» в автомобиль — 2800 руб. Как и предполагалось, стоимость в прогнозируемой руководством ГЛОНАСС «вилке» — от 10 до 30 тысяч рублей — оказалась ближе к верхнему краю.

Накануне временный генеральный директор глобальной системы Андрей Жерегеля разъяснял, что «временный порядок, предложенный АО «ГЛОНАСС» и устроивший всех участников процесса, будет действовать не только в Приморье, но и в других российских регионах». Но начали именно с Владивостока, где сложился самый большой рынок импортируемых из-за рубежа подержанных автомобилей.

— На прошлой неделе здесь прошла тестовую установку системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на типичный для жителя Дальнего Востока автомобиль — подержанный японский, этот процесс занял всего около получаса. Что касается стоимости: напоминаю, что АО «ГЛОНАСС» не является производителем устройств. Стоимость терминала будет складываться из двух факторов: стоимость, озвученная производителем устройства плюс накладные расходы при доставке устройства. Рассчитываем, что стоимость устройства вместе с установкой не будет превышать 25 тысяч рублей. Надо понимать, что устройство вызова экстренных служб — не просто коробочка, а сложная система. При наращивании объемов производства российскими производителями и по мере создания конкурентной среды в регионе цена на прибор будет падать, — заявил он.

По словам Андрея Жерегели, сейчас в Приморье АО «ГЛОНАСС» аккредитованы уже три агента — это шесть мастерских — где можно будет установить устройство. Помимо «Сумотори-авто», это «Дальтест» и ИП «Василец Светлана Сергеевна». В ближайшее время список сертифицированных центров пополнят еще пять компаний, одобренных комиссией, уточнил руководитель АО «ГЛОНАСС».

Заплатят не японцы

Пока не совсем ясно, какие сбои могут возникнуть в цепочке ICCID — СБКТС — ПТС. Хотя порядок, худо-бедно, отрегулируют. Но вот что абсолютно понятно — оплачивать этот маршрут автовладельцы будут из своего кармана.

Наверное, опубликованное на сайте краевой администрации мнение руководителя одной из брокерских компаний Романа Султанова имеет свою логику. Она основана на том, что «с нового года, когда ввоз подержанных авто из Японии оказался фактически заблокирован, до тех пор, пока не было принят временный порядок, цены на машины упали, причем значительно».

— Вывод — это нововведение никак не отразится на конечном покупателе — им не придется доплачивать 25-30 тысяч из своего кармана, за них это сделают японцы, снизившие цены в таких условиях рынка, — рассуждает брокер.

После акций протеста в Приморье был введен мораторий, и машины, ввезенные до середины февраля, таможня «разблокировала». А дальше — стоп. Несмотря на общий спад в бизнесе, сейчас склады забиты под завязку, там скопилось более трех тысяч автомобилей. То, что цены «подснизились» — вполне закономерно. Но делать из этого вывод, что «за все заплатят японцы», по меньшей мере, от лукавого. Когда вы покупаете машину на летней резине и немного сбиваете цену, вы же не считаете, что тем самым продавец «подарил» вам комплект зимней.

Дело, разумеется, в другом. Реализация проекта ГЛОНАСС потребовала колоссальных финансовых вложений, которые полностью взяло на себя государство. Точные цифры неизвестны, но к 2015 году затраты составили уже 4,5 млрд. рублей (сюда не входят расходы на создание самой системы, в процессе разработки которой было проведено несколько неудачных запусков спутников). Сообщалось, что ежегодные траты на поддержание работоспособности системы будут составлять около 1,5 млрд. рублей. Государство «устало».

— Мы вынуждены заплатить за эту систему, потому что государство решило переложить часть расходов за создание «ЭРА-ГЛОНАСС» на плечи автомобилистов. Не удивлюсь, если со временем это коснется и других категорий транспортных средств, систему поставят и на тракторы, и на экскаваторы, и на другие виды техники, — полушутя комментирует автоэксперт Александр Пикуленко.

Хотя, конечно, вы можете приехать в дилерский центр и сказать, что за вас уже «заплатили японцы». Поверят на слово?

Кто спас ГЛОНАСС?

А Приморье продолжает бурлить. В минувшее воскресенье очередная несанкционированная акция протеста, по традиции — вместе со срочно организованной властями ярмаркой — прошла на привокзальной площади Владивостока.

Общий рефрен: нас опять «выдаивают», заставляя устанавливать совершенно ненужный прибор в наших автомобилях за наши же деньги. Несмотря на то, что в последнее время развернулась активная агитационная кампания «за ваши жизни», большинство относится к спасительной роли «тревожной кнопки» весьма скептически. Чтобы ускорить оказание помощи пострадавшим при ДТП моментальной передачи сигнала в службы спасения недостаточно. Важно другое — как быстро отреагируют на SOS диспетчеры «ЭРЫ-ГЛОНАСС» и оперативные службы. Сегодняшний норматив — 20 минут. Но все понимают — это утопия, по первому сигналу к нам на помощь полиция, спасатели и скорая не рванут. Пожалуй, если где и может пригодиться «кнопка», так это где-нибудь в тайге или тундре. Но вполне логично, что человек, который совершает такие путешествия, сам установит систему в своей машине. А у нас получается навязанная услуга с ненавязчивым сервисом.

— При чем здесь транспорт частных лиц? Не говоря уже о том, что в Приморье нет условий для ГЛОНАСС: не везде есть сотовая связь. Нет достаточного количества экипажей ДПС, кареты «скорой помощи» на вызов во Владивостоке по пять часов едут! — высказывался на митинге народ.

— Сама по себе система «ЭРА-ГЛОНАСС» абсолютно бесполезная, хотя бы потому, что существует телефон, который полностью ее заменяет. Практическая сторона вопроса в том, что люди, которые устанавливают ее повсеместно, хотят получить прибыль. Государственные контракты на разработку и внедрение системы они уже получили — деньги уже у них. Но они хотят дальше на этом зарабатывать, и много. Иных источников, кроме административного ресурса, они не знают. Сделать систему «ЭРА-ГЛОНАСС» привлекательной для потребителя они не могут, не умеют. Поэтому они действуют через законодательное принуждение, — высказывает мнение эксперт Вячеслав Субботин.

В общем-то, косвенно подтвердил это и руководитель АО «ГЛОНАСС» Андрей Жерегеля во время визита в Приморье:

— На создание системы было потрачено очень много государственных денег. Поэтому одна из наших приоритетных задач — коммерциализация нашего проекта, чтобы каким-то образом отбить деньги, которые были в него вложены.

Правда, он тут же поправился, что имеет в виду создание неких «коммерческих сервисов». Это при нынешнем-то развитии смартфонов и различных приложений к ним? А менее осторожный конструктор системы Михаила Кораблёв обмолвился, что в будущем «данная система будет установлена на все автомобили, находящиеся в РФ».

Что может предполагать глобальные планы продолжить «отбивать деньги». В том смысле, что спасение ГЛОНАСС — дело наших рук.

Алексей РАСПУТНЫЙ

Фото Юрия МАЛЬЦЕВА и Глеба ИЛЬИНСКОГО ("Приморская газета")