Останемся без прав? «Идеологически» ГИБДД уже готова

ГИБДД зарегистрировала первые транспортные средства с электронными ПТС, в ближайшее время на учет поставят нескольких сотен таких автомобилей. А в перспективе ожидается переход на электронные водительские удостоверения и свидетельства о регистрации, — подобные нововведения уже анонсировал глава ведомства Михаил Черников.

Система электронных ПТС в России введена в эксплуатацию и работает, первые 11 транспортных средств с такими документами (прицепы) на днях поставили на учет в УГИБДД Москвы, теперь с ними можно выезжать на автодороги. Об этом рассказал начальник ГИБДД России Михаил Черников в ходе всероссийского семинара-совещания региональных руководителей Госавтоинспекции.

Как уточняет «Коммерсант», система электронных паспортов (ЭПТС) готовилась к запуску в течение нескольких лет. В отличие от традиционного бумажного ПТС, в электронном будут также данные об ОСАГО, техосмотре, другие сведения. Для ведения единой базы данных ЭПТС создано АО «Электронный паспорт» (дочерняя структура «Ростеха»). Запуск системы несколько раз переносился из-за неготовности ГИБДД, самой системы, автопроизводителей и остальных участников процесса. Недавно был снят главный юридический барьер: МВД 7 октября ввело в действие приказ, разрешающий регистрировать машины с электронными паспортами.

На данный момент ЭПТС необязательны, но с 1 ноября 2019 года все ввозимые или произведенные в РФ транспортные средства будут выпускаться в обращение уже без бумажных документов. Владельцы остальных автомобилей (уже выпущенных в обращение и зарегистрированных) смогут использовать старые паспорта без ограничений: переход на электронную систему для них добровольный.

Господин Черников признал, что при регистрации первых транспортных средства с ЭПТС возникли проблемы: система только запущена, ведется ее отладка. По некоторым сведениям, владельцы прицепов, обратившись в столичное подразделение ГИБДД, сначала получили отказ, потому что инспекторы не обнаружили в федеральной информационной системе (ФИС) ГИБДД данных о том, что такие транспортные средства существуют. Михаил Черников провел оперативное совещание с участием руководства Госавтоинспекции и представителей АО «Электронный паспорт», устроил всем «разнос», к вечеру прицепы были зарегистрированы. Начальник отдела организации регистрационно-экзаменационной деятельности ГИБДД России Роман Мишуров, выступая на совещании, пояснил: проблемы возникли как на стороне ведомства, так и на стороне «Электронного паспорта», призвав глав региональных управлений не выносить необоснованные отказы, если не получается поставить на учет машину с ЭПТС, а обращаться за помощью сразу в главк.

По некоторым данным, в ближайшие 1–2 недели ряд автопроизводителей планируют зарегистрировать несколько сотен автомобилей с электронными паспортами. Это нечто «обязаловки» по регионам, так что следует ожидать передового опыта и в Приморье. Хотя многие производители по-прежнему воспринимают внедрение такой системы довольно скептически. В некоторых компаниях говорят об опасениях клиентов, которые привыкли иметь на руках «проверенный» бумажный паспорт, а не его непонятный электронный аналог.

Тем временем, по словам господина Черникова, внедрение ЭПТС — это первый шаг к полностью электронному документообороту: «идеологически» ГИБДД уже готова перейти на электронные водительские удостоверения и даже электронные СТС. «В перспективе откажемся от СТС, как одного из бумажных документов, который находится в кармане у водителя и который нужно предъявлять инспектору»,— заявил он. Как пояснил сам Михаил Черников, прорабатывается технология, которая позволит определить автовладельца через его фотографию — сравнив ее с той фотографией, которая есть в базе данных ГИБДД (речь идет о фото, которая делается при оформлении прав).

— У нас уже сформирован хороший массив данных и надо его использовать,— сказал он.— 20 тыс. инспекторов уже снабжены планшетами, куда база данных залита.

В случае если документы нужны будут для юридически значимых действий или выездов за границу, то можно будет получить права и СТС на бланке. Господин Черников также заметил, что сегодня 50% водителей, лишенных прав, не сдают удостоверения (они обязаны это делать) и продолжают ездить: новая технология поможет таких автомобилистов проконтролировать.

Сроков перехода на новую систему не называется, речь идет пока о проработке самой технологии. Ранее об этом рассказывал первый замначальника Госавтоинспекции Владимир Швецов.

— Мы хотим заложить возможность, чтобы потребитель по желанию мог заложить в телефон водительское удостоверение, СТС и страховку (установив специальное приложение),— говорит он.— Водитель сможет подойти, положить телефон к считывателю, у инспектора на устройстве появится необходимая информация. Это могут быть и нарушения, и информация о ДТП, время оформления аварии в этом случае сокращается до пяти минут. Во многих странах по этому пути уже идут.

Все это хорошо, но в том же Приморье противники системы «ЭРА-Глонасс» считают ее бесполезной в том числе и потому, что далеко не везде она «берет». На эту же проблему обращает внимание координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов — для перехода на электронные документы нужно будет организовать уверенный доступ в интернет для инспекторов, работающих на дороге: чтобы проверить «электронные права», у сотрудников должно быть устройство, способное подключиться к базе данных по сети.

— А сейчас с интернетом на многих трассах большие проблемы, — прокомментировал господин Шкуматов.

Фото Юрия МАЛЬЦЕВА (из архива)

Использование материалов сайта возможно только с разрешения редакции

Поиск

Мы в соц. сетях

Читайте последние обновления в любой из этих социальных сетей!