Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

Подтягивая пояс

Рубрика: АТР
13.05.2017

Дальневосточные инвестиционные проекты будут представлены в Пекине в рамках форума «Один пояс — один путь». Крупнейшее дипломатическое мероприятие, организованное Китаем, пройдет 14-15 мая с участием президента России Владимира Путина.

Много смыслов

Реализация проекта «Один пояс — один путь» свидетельствует о том, что Китай предлагает миру новую геополитику. Такое мнение на пресс-конференции, посвященной предстоящему форуму, высказал директор Института Дальнего Востока РАН Сергей Лузянин.

— Кроме экономической основы, за реализацией этого проекта просматривается новая китайская геополитика, о которой китайцы не говорят, уходят от этого вопроса в сторону, — сказал он. — Речь идет о том, что поднимающийся Китай, превращающийся в сверхдержаву, предлагает через призму этой инициативы новую евразийскую и морскую геополитику, более активную и основанную на экономических новациях и обмене.

Как отметил Сергей Лузянин, форум «напоминает азиатскую «двадцатку», которая тоже не институционализирована». Участие в его программе подтвердили главы государств и правительств 29 стран мира, а также руководители крупнейших международных организаций. Любопытно, что ожидается даже делегация из КНДР. При этом в стороне от китайского проекта остаются США со своим главным союзником в Азии — Японией. А многие европейские страны открыто выразили поддержку инициативе, в том числе глава европейской дипломатии Федерика Могерини и канцлер Германии Ангела Меркель. Великобритания стала первой развитой западной экономикой, изъявившей желание вступить в АБИИ.

Открывать форум будет председатель КНР Си Цзиньпин, к началу мероприятия приурочена его встреча с президентом РФ Владимиром Путиным. Газета China Daily в опубликованной накануне аналитике данных поставила Россию на первое место в списке самых дружественных к инициативе «пояса и пути».

— Событие глобальное, нерядовое, имеет много смыслов и различных перспектив, но главный смысл — практическая реализация двух основных ветвей — евразийский сухопутный и морской по Южно- Китайскому морю, — отметил Лузянин. — Это глобальный китайский мегапроект, в который уже вложено порядка $50 миллиардов, и который предполагает около десятка треков, основными из которых являются инфраструктурно-транспортный, инвестиционный, гуманитарный, торгово-экономический.

По его словам, «событие имеет международно-политический смысл, но косвенно оно связано с внутрикитайской повесткой».

— Осенью в Китае состоится очередной, XIX съезд КПК, который продлит полномочия генерального секретаря Си Цзиньпина, — прокомментировал Лузянин. — Китайский лидер дает своему народу гигантский проект, который задействует если не весь, то часть мира.

Свои интересы

Директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Виктор Ларин считает, что в проекте «Один пояс — один путь» все же больше геополитики, чем экономики. По его мнению, у России и Китая есть общая идея — сотрудничество в рамках единой большой Евразии.

— Однако с конкретными проектами — тяжелее. Происходят регулярные, непрекращающиеся попытки найти одну, вторую, пятую, двадцатую точки соприкосновения и через конкретные проекты двигаться к большей цели, — прокомментировал он.

Руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев также отмечает, что ожидания российской стороны от реализации китайского проекта Шелкового пути пока не оправдались.

— Россия пока в «поясе и пути» увидела не так много, поскольку все ожидания того, что придет масса дешевых денег или политически мотивированных денег, не оправдались, — сказал эксперт РИА «Новости». — Единственно, где крупные инвестиции зашли в Россию, это вложение в Ямал СПГ и Сибур через фонд Шелкового пути, но это скорее Китай использовал фонд, как финансовый кошелек, не связанный с мировой финансовой системой и имеющий иммунитет от американских санкций.

Он отметил, что ведутся также переговоры о заключении соглашения по снижению нетарифных барьеров между Евразийским союзом и Китаем, но «они будут идти несколько лет». Отвечая на вопрос, оправданы ли опасения, что от проекта Шелкового пути выиграет только Китай, Габуев высказал мнение, что это будет «зависеть от мастерства переговорщиков и от того, как они умеют отстаивать свои экономические интересы».

На юг и север

Исполнительный секретарь Делового совета Шанхайской организации сотрудничества Сергей Канавский считает крайне важным «синергию» проектов с «проработкой собственных интересов» в направлении Северного морского пути.

— Для Российской Федерации это было бы очень интересно в рамках этого экономического пояса Шелкового пути. Он не обязательно должен идти на юг через Индию, он может идти и на север, была бы воля Российской Федерации. Надо много прилагать усилий, работать, — подчеркнул он.

По мнению заместителя директора ИДВ РАН Андрея Островского, основным вопросом, который до сих пор актуален для всех участников, является проблема совмещения проектов евразийской интеграции с китайским проектом.

— Возникает вопрос стыковки проектов ЕврАзЭс и «Экономического пояса Шелкового пути». Одним из главных вопросов этой конференции будет то, как обе стороны будут стыковать эти проекты. Будут обсуждаться вопросы сопряжения, а также перспективы использования всеми странами-участницами этих проектов поступательного роста прежде всего китайской экономики, — считает Островский. — России следует понять, какую выгоду она получит. Задачи принципиальные — с помощью Китая развивать инфраструктуру российского Дальнего Востока.

Как подчеркнул глава Минвостокразвития Александр Галушка, одним из приоритетных проектов сопряжения является развитие международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Возможности их реализации будут обсуждаться в рамках тематических сессий форума. Министр также встретится с руководителями крупнейших компаний Китая, готовых к реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке — в том числе в рамках ТОР и Свободного порта Владивосток.