Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

Только пыль стоит. После «сигнала» из Находки депутаты Госдумы предложили запретить открытую перевалку угля

Рубрика: Общество
06.07.2017

После того как на прямой линии 15 июня внимание президента Владимира Путина удалось привлечь к проблеме угольной пыли в портах, депутаты Госдумы предложили решить ее радикально — с ноября вообще запретить открытую перевалку угля в населенных пунктах. При этом стивидорная компания является одним из спонсоров краевого отделения «Единой России», а губернатор Приморья предложил и дальше следить за ситуацией мальчику из Находки.

Слова не мальчика…

Как пишет «Коммерсант», глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева, ее заместитель Владимир Панов и другие депутаты подготовили проект поправок к законодательству, запрещающих открытую перевалку угля. Согласно документу, на морских терминалах в границах населенных пунктов хранение, обработка и перевалка угля с использованием грузовых складов, конвейерных систем, перегрузочного и прочего оборудования открытого типа будут запрещены уже с 1 ноября. Депутаты объясняют необходимость закона соображениями экологии и охраны здоровья граждан.

Жители Дальнего Востока не раз протестовали против загрязнения атмосферы угольной пылью, с начала года митинги проходили в Находке, Ванино, Советской Гавани. Как сообщал Росприроднадзор, с 2016 года ведомство получило более 80 жалоб граждан и общественных организаций на угольную пыль. Но кульминации скандал достиг только 15 июня, когда на прямую линию с Владимиром Путиным вывели школьника Андрея Боля из Находки, который жаловался на открытую перегрузку угля. Президент пообещал разобраться, а прокуратура и Росприроднадзор начали проверку терминалов. С мальчиком уже встретился губернатор Приморья и предложил далее «принимать участие в решении проблем города»:

— Следи, как идёт работа по реализации плана, будешь мне периодически рассказывать.

Дозвонившийся президенту мальчик в качестве контролера, конечно, позитивно. Но проблема не детская: в сфере перевалки угля в Находке задействовано более 50 тысяч человек — это почти треть населения города.

Не будем даже касаться политического аспекта: один из основных стивидоров Находки «Терминал Астафьева» является спонсором приморского отделения «Единой России». По некоторым данным, в прошлом году компания пожертвовала партии, ныне вместе с мальчиком Болем ратующей за экологию, более 10,6 миллиона рублей. Очевидно, от чистого сердца — за чистый город.

Подтянули пушки

Позавчера началось обсуждение законопроекта в Госдуме на экспертно-консультативном совете, его продолжат через неделю. По данным «Ъ», в отзыве на поправки от правового управления аппарата Госдумы сообщается, что они могут повлечь расходы бюджета, а проект «нуждается в существенной юридическо-технической доработке».

Отрицательный отзыв дала и Ассоциация морских торговых портов (АСОП), которая 30 июня сообщала замминистра транспорта Виктору Олерскому, что запрет остановит перевалку на терминалах, строительство которых шло по всем правилам и нормам. За десять лет, по информации участников рынка, перевалка угля в портах выросла втрое, до 136,3 млн. тонн (по данным ОАО РЖД, перевозки каменного угля в порты и из портов в 2016 году выросли на 6,6%, до 142,9 млн. тонн), созданы терминалы с современными технологиями по устранению пыления, не предусматривающие «полностью герметичного оборудования и крытых складов». По мнению портовиков, поправки закроют возможность поставок в страны АТР и Европы, а бюджет недополучит 22 млрд. руб.

Владимир Панов отмечает, что запрет на открытую перевалку не нужно понимать буквально.

— В законопроекте не идет речь о том, чтобы дробление угля или перевалка осуществлялись только в закрытых помещениях: главная цель — запретить обращение с углем в портах открытым способом, — считает он. Необходимо учитывать и другую сторону работы портов — рабочие места и налоги в местные бюджеты. Поэтому решение относится именно к запрету открытого способа, с тем, чтобы проработать имеющиеся механизмы по обращению с углем с участниками отрасли, в том числе переходный период вступления закона в силу, уточняет Владимир Панов.

Зампред комитета Госдумы по энергетике Дмитрий Исламов считает законопроект «вредным и не дающим результата». По его словам, нужно бороться с пылью современными инновационными методами, обязать предприятия закупать защитные подпорки, экраны и орошающие пушки.

— Сегодня перевалкой угля занимаются 23 порта, которые будут закрыты в случае принятия закона, это 60 млн. тонн угля,— отмечает депутат.— Чтобы отменить открытую перевалку, нужно около пяти лет и не менее 150 млрд. руб. на новые терминалы. Где взять эти деньги?

Закрытые склады, добавляет господин Исламов,— это опасный объект, уголь склонен к самовозгоранию. От радикальных запретов могут пострадать стивидорный бизнес, железная дорога, угольщики, считает он, поясняя, что будут потеряны десятки тысяч рабочих мест, миллиарды рублей налогов и ключевые рынки в странах АТР и Европы.

«Приоткрыть» запрет

Первый заместитель главы Управляющей портовой компании (Восточный порт в Находке и «Ростерминалуголь» в Усть-Луге) Ирина Ольховская говорит, что исключить выбросы угольной пыли полностью невозможно, но можно минимизировать их за счет новейших технологий. По ее словам, нужен не полный запрет открытой перевалки, а контроль терминалов, которые по проекту не были предназначены для угля. По мнению экспертов, при переходе на закрытый тип перевалка подорожает на 70–80%, что снизит конкурентоспособность российского угля.

— Предлагаемые поправки — популистские,— говорит источник в угольной компании.— Полностью закрытых угольных терминалов в РФ нет, есть частично закрытые, но и там ведут открытые технологические операции с углем.

Поправки заведут десятки миллионов тонн экспортного угля в юридический капкан, считает он.

— Если мы хотим остановить порты, этим мы их остановим,— добавляет собеседник.— Но последствия будут плачевны: уголь — основной груз для портов Дальнего Востока, и РФ потеряет значительную долю рынка АТР.

— Возможно, авторы проекта предполагают загрузить порты Украины и Прибалтики, которые переваливали уголь из РФ ранее? — задается вопросом специалист. — Стивидоры и угольщики на два-три года лишатся объемов перевалки и добычи, потери будут и у ОАО РЖД.

Эксперт выразил надежду, что «депутаты хотят найти наилучшее решение, а не просто нанести ущерб экономике страны».