Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

Трубный глас. Сечин пытается повернуть нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан на себя

Рубрика: Бизнес
26.10.2017

«Роснефть» попросила ФАС изменить тариф по нефтепроводу Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) для своей восточносибирской нефти, надеясь сэкономить на этом. Но в результате могут пострадать другие нефтяники и владеющая трубопроводом «Транснефть».

Президент «Роснефти» Игорь Сечин обратился к главе ФАС Игорю Артемьеву с просьбой пересмотреть тариф на прокачку нефти по восточным участкам ВСТО. Сейчас на весь нефтепровод установлен сетевой тариф — то есть компании платят за пользование системой вне зависимости от расстояния, на которое фактически прокачивается их нефть. «Роснефть» же в письме отмечает, что в ВСТО увеличивается доля нефти с месторождений Восточной Сибири (в основном это месторождения «Роснефти»), и поскольку они ближе, то сетевой тариф на прокачку уже в 1,4 раза больше, чем если бы он рассчитывался по фактическому расстоянию прокачки (т. н. линейный тариф). «Роснефть» добавляет, что в 2017 году сетевой тариф по ВСТО вырос на 4%.

В связи с этим компания просит ФАС рассмотреть вариант применения для нефти из Восточной Сибири в направлении порта Козьмино в Приморье и Китая тарификации по участкам. То есть фактически установить линейный тариф. Тогда удельные расходы «Роснефти» должны сократиться. Но «Транснефть» может недополучить тарифную выручку, либо же выпавший объем выручки будет перераспределен на других пользователей ВСТО.

«Роснефть» в 2013 году договорилась с CNPC о поставках 31 млн. тонн нефти по ВСТО, а затем соглашение было продлено до 31 декабря 2023 года и расширено (с 1 января 2017 года по конец 2023-го поставки должны составить 70 млн. тонн, 21 млн. тонн уже был поставлен по предыдущему контракту). В начале сентября «Роснефть» заключила пятилетний контракт с CEFC «Хуасинь» на 10 млн. тонн нефти в год. Сейчас компания прорабатывает с «Транснефтью» возможные маршруты поставок. В целом поставки в адрес Пекина должны составить в 2017 году 40 млн. тонн нефти, заявлял Игорь Сечин, в 2018 году — 50 млн. тонн.

По мнению экспертов, шанс добиться изменения тарифа на конкретных направлениях у «Роснефти» есть, но небольшой. Как прокомментировал «Коммерсанту» Андрей Полищук из Райффайзенбанка, были случаи, когда компания получала персональные преференции, как, например, с льготами на Самотлор. «По ВСТО прокачивают нефть множество производителей, изменение тарифа коснется их всех»,— говорит эксперт. По его мнению, давать очевидное конкурентное преимущество одной компании было бы как минимум несправедливо. Кроме того, если ввести линейный тариф, экспорт на восток с месторождений центральной Сибири может потерять привлекательность, и нефть может быть переориентирована в западном направлении — на Черное море и Балтику.