Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

Удар доком. Подробности резонансного ЧП: второй такой док есть только в Приморье

Рубрика: Общество
31.10.2018

Утрата плавучего дока в Мурманске угрожает боеспособности ВМФ, — считают эксперты. Подъем дока может оказаться очень дорогим, а без него большие корабли придется перегонять для ремонта в Приморье.

Напомним, в ночь на вторник на 82-м судоремонтном заводе в Мурманской области при выводе авианосца «Адмирал Кузнецов» из плавучего дока ПД-50 один из кранов дока упал на палубу авианосца. После этого док затонул, а авианосец к утру был отбуксирован к причалу 35-го судоремонтного завода, где ремонт корабля будет продолжен. Пострадали четыре человека — два из них находятся в больнице в тяжелом состоянии, а еще один числится пропавшим без вести.

Как уточнил президент ОСК Алексей Рахманов, инцидент произошел из-за отказа аварийных генераторов и проблем с напряжением в энергосети: в момент вывода авианосца отключились насосы, которые должны были откачать воду из затапливаемых при погружении дока емкостей. При затоплении дока один из его кранов упал на палубу авианосца и оставил дыру размером 4 х 5 м. Корабль сейчас обследуется, но ощущения, что ему нанесены серьезные повреждения, способные сказаться на сроках ремонта, нет, пояснил президент ОСК. Вопрос о подъеме дока будет решен после обследования, но очевидно, что это будет дорогостоящей операцией, подчеркнул Рахманов. Если же ПД-50 не будет поднят, то ОСК оценит перспективы использования других доков. По словам менеджера ОСК, глубина в районе затопления дока превышает 50 м и работы по его подъему могут стоить сотни миллионов, а скорее — миллиарды рублей.

Плавучий док ПД-50 построен в конце 1970-х гг. в Швеции по заказу СССР для программы создания авианосного флота и атомных ракетоносцев проекта 941 «Акула». Длина дока — 330 м, ширина — 67 м, высота борта и осадка — 6 м. Ситуация усугубляется тем, что ПД-50 — один из самых больших плавучих доков в мире — единственный в европейской части России с грузоподъемностью 80 000 т. Сравнимый с ним док ПД-41 есть на Тихоокеанском флоте, который был построен японской Ishikawajima Heavy Industries в 1978 году и сейчас находится на балансе 30-го СРЗ.

Как пояснил бывший командующий Черноморским флотом (1998-2002) адмирал Владимир Комоедов, «это мощнейший док», который проектировался еще знаменитым советским инженером-конструктором в области ракетно-космической техники Сергеем Королевым для ремонта атомных подводных лодок. Его утрата создаст проблему для ремонта крупных кораблей.

— Сразу поднять затонувший док не удастся. Нужно найти причину его затопления — поступления в него воды, а потом принять решение относительно того, как откачать из него воду, чтобы поднять на поверхность… Уверен, что плавдок поднимут на поверхность, — прокомментировал Комоедов. — В России их всего два: один — на Северном флоте, второй — в Приморье. Они предназначены для ремонта больших кораблей.

По словам менеджера ОСК, ПД-50 использовался для докового ремонта не только единственного российского авианосца, но и других крупных кораблей – атомного крейсера «Петр Великий», крейсера «Маршал Устинов», эсминца «Адмирал Ушаков» и нескольких больших противолодочных кораблей. По его словам, как минимум еще один корабль должен был пройти доковый ремонт в ПД-50 до конца года. Очевидно, теперь либо ремонт будет отложен до подъема дока (если это произойдет), либо будет найден способ ремонта на мощностях других флотов. Возможный перевод корабля для ремонта на Тихоокеанский флот занимает много месяцев, что значительно увеличивает срок ремонта, а значит, и снижает боеспособность флота, добавляет представитель ОСК.

Возможная потеря ПД-50 ставит под удар всю программу ремонта крупнотоннажных кораблей и подлодок, частично признал и Алексей Рахманов:

— Этот док используется не только для «Адмирала Кузнецова», но и для других наших кораблей первого-второго рангов, поэтому другая ремонтная работа в этом году будет остановлена… Сначала необходимо получить ответ, будет ли восстановлена работоспособность дока. Если ответ будет отрицательный, мы начнем прорабатывать альтернативные варианты.

Фото АО «82 судоремонтный завод»