Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

«Звезда» с погон. Объединенная судостроительная корпорация может лишиться блокпакета в суперверфи

Рубрика: Бизнес
29.05.2018

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) может потерять блокпакет в суперверфи «Звезда» (АО ДЦСС), которую строит консорциум «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка в Приморье. Консорциум выкупит допэмиссию ДЦСС, чтобы проинвестировать вынос судоремонтных мощностей за пределы «Звезды», после чего доля ОСК в проекте сократится до 9,81%. Перенос в Минпромторге объясняют разделением гражданских и военных мощностей проекта.

Как сообщает «Коммерсант», ОСК может снизить долю в АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС, строит верфь «Звезда» в Большом Камне) с 25% плюс 1 акции до 9,81%. Это следует из подготовленного Минпромторгом проекта изменений в указ президента от 21 июля 2014 года. Сейчас 75% минус 2 акции ДЦСС у АО «Современные технологии судостроения» (СТС, консорциум «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка), блокпакет закреплен за ОСК. Но, как следует из пояснительной записки, для переноса за пределы суперверфи судоремонтных мощностей нужны внебюджетные средства. Их предоставит консорциум, который выкупит допэмиссию ДЦСС.

ДЦСС учрежден указом президента при создании ОСК в марте 2007 года. В 2009 году на базе ДВЗ «Звезда» в Большом Камне было принято решение строить суперверфь, на ее закладке присутствовал Игорь Сечин, тогда глава совета директоров ОСК. Первоначально партнером ОСК по проекту была южнокорейская Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. (DSME), но в 2012 году она вышла из него. А в 2015 году по указу президента ОСК передала СТС 75 % минус 2 акции ДЦСС. Сегодня в ДЦСС входит ряд организаций, специализирующихся на ремонте военных кораблей и судов.

Сейчас предполагается, что суперверфь будет получать крупные коммерческие заказы, в том числе на суда для освоения шельфа, но формирование портфеля заказов «Звезды» в основном происходит за счет ее акционера «Роснефти» или других госструктур. При этом правительство пытается создать систему заполнения «Звезды» заказами с помощью нормативных актов, ограничивающих строительство новых судов за рубежом. В ОСК сообщили, что решение об изменении доли корпорации в активах, переданных ей государством, принимает основной акционер. Судьба оставшегося пакета акций ДЦСС «будет определена в процессе переговоров с другими акционерами общества и курирующими ведомствами».

Высокопоставленный чиновник аппарата правительства говорит, что при идеальном раскладе можно попытаться продать долю ОСК частному инвестору:

— Это было бы позитивно оценено руководством страны, поскольку сейчас делается акцент на развитии ГЧП.

Но, по его словам, «Звезда» позиционируется как место постройки военных кораблей большого водоизмещения (ее сухой док позволит параллельно строить два авианосца), поэтому допуск иностранных инвесторов предстоит согласовывать. Для российских инвесторов доля менее чем 10% интереса не представляет, поскольку не дает возможности участвовать в управлении ДЦСС, полагает эксперт.

В Минпромторге прокомментировали, что механизм переноса судоремонтных мощностей ДВЗ «Звезда» разработан совместно СТС и ДЦСС. Основная цель — разделение мощностей на гражданскую и военную тематики, механизм одобрил президент, отмечают в министерстве. Для его реализации требуется внести изменения в указ президента.

Глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров оценивает объем инвестиций в перенос мощностей до 10 млрд руб. Решение вполне логично, так как «Звезда» привлекает новые заказы, а сочетание действующего ремонтного предприятия, которое работает с атомными подводными лодками, и шельфовой суперверфи формирует риски снижения эффективности производственных и логистических процессов, полагает эксперт. По его словам, для ОСК было бы целесообразно отказаться полностью от актива, так как пакет до 10% не способствует сотрудничеству или повышению эффективности взаимодействия акционеров.

— Присутствие ОСК в капитале суперверфи нецелесообразно ни для предприятия, ни для корпорации, которая могла бы направить высвободившиеся средства на инвестиции в собственные предприятия, — рассуждает Михаил Бурмистров. Но выкуп оставшегося пакета у ОСК будет дополнительной финансовой нагрузкой для СТС, в связи с чем эксперт не уверен, готов ли консорциум сделать это в обозримом будущем.

Чем занимается «Звезда» для Минобороны. Сегодня в ДЦСС входит ДВЗ «Звезда», специализирующийся на ремонте подводных лодок Тихоокеанского флота, Центр судоремонта «Дальзавод», Северо-Восточный ремонтный центр, ведущий ремонт и утилизацию вооружения и техники ВМФ, 179-й судоремонтный завод, отвечающий за капремонт высокооборотных дизелей, а также Дальневосточный проектный институт «Востокпроектверфь» и 30-й судоремонтный завод, проводящий доковый ремонт, техобслуживание и утилизацию кораблей, атомных и дизельных подводных лодок.

Фото Игоря НОВИКОВА и ДЦСС