«В эту комнату он привел молодую жену»: о тайных и удивительных местах Владивостока
Накануне празднования 150-летия исследователя Дальнего Востока, географа, этнографа и писателя Владимира Арсеньева, которое Приморье будет отмечать 10 сентября, хочется узнать как можно больше о жизни этого великого русского путешественника. Интересно, какие места во Владивостоке связанны с Арсеньевым? Об этом нам рассказала Анжелика Петрук, заместитель директора Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева.
Главное место, которое связано с Арсеньевым, и которое все жители Владивостока знают, – это дом, в котором Владимир Клавдиевич прожил два последних года своей жизни.
Здание можно найти по адресу – улица Арсеньева. 7б. Каждый турист во Владивостоке, равно как и многие жители города считают своим долгом побывать в этом интереснейшем музее, где собраны артефакты ушедшей эпохи. Здесь находятся личные вещи семьи Арсеньевых, а также экспонаты, которые сам Владимир Клавдиевич привозил из своих долгих путешествий по краю.
Этот двухэтажный кирпичный дом был построен в 1910 году. В то время, когда в нем поселился с женой и маленькой дочкой Владимир Клавдиевич, улица называлась Федоровская. Дом этот, куда Арсеньевы вселилась в 1928 году, принадлежал известному во Владивостоке домовладельцу Андрею Фёдоровичу Жихову.
Семья Арсеньевых проживала в квартире № 4, занимая весь второй этаж дома. Владимир Клавдиевич и его жена Маргарита Николаевна, сотрудница Дальневосточного геологического комитета, вселились в квартиру благодаря дружбе с начальником Дальгеолкома Виктором Полевым, который в то время проживал в квартире № 4.
Получив назначение в Москву, Полевой решил оставить квартиру Арсеньевым. По предложению Полевого, Арсеньевы написали заявление в жилищную комиссию и спустя некоторое время получили разрешение на заселение. В квартиру семья Арсеньевых вселилась в июне 1929 года.
Удивительно, но выдающийся ученый только последний год своей жизни имел достаточно просторное жилье. Отсюда он уехал 19 июля 1930 года в командировку в низовья Амура для инспектирования экспедиционных отрядов. В этой поездке он простудился и 26 августа вернулся домой больным. Воспаление легких вызвало паралич сердца. 4 сентября 1930 года Арсеньев скончался накануне своего 58-летия.
Но дом Арсеньева – это совсем не единственное место, связанное с судьбой этого удивительного человека. Железнодорожный вокзал – это первое, что увидел во Владивостоке русский офицер Арсеньев, прибывший в город 5 августа 1900 года (накануне своего 28-летия) для прохождения службы в 1-м Владивостокском крепостном пехотном полку.
– Арсеньев приехал на поезде. Сразу по прибытии он отправился в штаб владивостокской крепости, чтобы заявиться, получить предписание и потом уже начинать служить – рассказывает Анжелика Петрук. – Штаб крепости – это было роскошное здание, расположенное на месте нынешнего почтамта, напротив вокзала. К сожалению, это здание снесли в конце шестидесятых годов.
Безусловно связанной с Арсеньевым можно считать владивостокскую крепость, на фортах которой офицер русской армии Арсеньев служил в самом начале своей деятельности в Приморском крае.
Еще одно арсеньевское место во Владивостоке это дом на Пушкинской, 37, который еще называют домом Соловьева.
Николай Соловьева был не только главным контролером по строительству Владивостокской крепости, но и председателем Общества изучения Амурского края (ОИАК). А еще он был тестем Владимира Клавдиевича Арсеньева. По многочисленным воспоминаниям современников, это был чрезвычайно доброжелательный, но в то же время очень принципиальный и требовательный человек. В том, что Владивостокская крепость стала вершиной военного фортификационного искусства того времени, безусловно, есть его заслуга.
Особой страницей дома семьи Соловьевых на Пушкинской было то, что в нем старшая дочь Маргарита впервые встретилась с Арсеньевым, за которого впоследствии вышла замуж.
К слову, в доме тестя Арсеньев одно время жил вместе с женой Маргаритой. К сожалению, и в этом доме так же нет никакого, пусть даже самого маленького музейного помещения, связанного с очень интересной страницей одних из самых достойных жителей Владивостока.
Обратим внимание на строчку зданий, которые выстроились близ всем известной арки Цесаревича, по улице Петра Великого. По словам Анжелики Петрук, здесь каждый дом, так или иначе, связан с именем нашего великого соотечественника.
— Владимир Клавдиевич долгое время работал в музее Арсеньева, в том самом изначальном его здании, которое находится на улице Петра Великого, — рассказывает Анжелика Витальевна.
— Рядом – здание Географического общества, это еще одно арсеньевское место во Владивостоке. Во Владивостоке Владимир Клавдиевич стал действительным членом Общества изучения Амурского края, и и много сделал для его развития в Приморье. Чуть ниже — здание по улица Петра Великого,2. Мало кто знает, но и этот дом также непосредственно связан с именем Арсеньева. В цокольном этаже этого здания Владимир Клавдиевич жил с женой и дочкой.
Согласитесь, невольно возникают ассоциации с романом Булгакова мастер и Маргарита. Удивительные все же подробности всплывают, когда беседуешь с музейными работниками, увлеченными своим делом!
Как выяснилось, в этом доме Арсеньев прожил довольно долго, с 1919 по 1925годы. Это трехэтажное здание было построено в 1914 — 1916 годах военно-морским ведомством. После 1918 года объект перешел в ведение Управления рыбными и звериными промыслами Дальнего Востока, и Арсеньев, будучи старшим инспектором морских звериных промыслов, получил комнату для проживания прямо в управлении, в цокольном этаже.
Большая, 30 метров, комната была перегорожена шкафами на две части: под жилье отводилась одна половина, а на второй располагалась приемная. В эту комнату Владимир Клавдиевич привел свою молодую жену – в июне 1919 года он вступил во второй брак с Маргаритой Соловьевой .
Жилищные условия были, мягко говоря, стесненными. На жилой половине помимо семейной пары поселились еще две родственницы Маргариты, а спустя год у пары родилась дочь Наташа.
Сюда же, в дом на Петра Великого,2 Арсеньев принес из типографии свою первую книгу – «По Уссурийскому краю (Дерсу Узала). Путешествие в горную страну Сихотэ-Алинь». Деньги на ее издание дал Николай Матвеевич Соловьев — отец Маргариты.
В этом здании, в котором Арсеньевы провели свои самые счастливые годы, сегодня располагаются различные учреждения, в том числе, Прокуратура.
Вот такая удивительная история. Казалось бы, кто об этом знает, кроме музейных работников? Оказывается, знала уборщица, которая работала в прокуратуре. Она то и дело пеняла посетителям, мол, вы тут ходите, и не знает, что тут сам Арсеньев жил!
Было бы, наверное, здорово повесить на этом доме хотя бы мемориальную доску. Не говоря о том, что воссоздать интерьер квартиры Арсеньева в этом подвале могло бы стать настоящей фишкой Владивостока.
Валерия МУХИНА
Материал подготовлен в рамках проекта «Год Арсеньева в Приморье»