Бедный богатого везет. Это что — очередная «обдираловка» рядовых автомобилистов?
Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил ведомствам рассмотреть возможность включения ОСАГО в страховое покрытие по полису каско. Такая инициатива была выдвинута депутатами на прошлой неделе в ходе отчета правительства в Госдуме. На рынке, однако, сомневаются в том, что такие полисы будут дешевле. Если на универсальной страховке и удастся сэкономить, то лишь состоятельным автовладельцам — обладателям полисов каско.
В список поручений правительства по итогам его отчета перед Госдумой вошла революционная для автомобилистов и страховщиков идея включить ОСАГО в страховое покрытие по каско. Рассмотреть возможность такого шага поручено Минфину, Минэкономики, Минюсту и ЦБ. Итоги обсуждения должны быть направлены в правительство уже к 1 июня этого года.
Напомним, эту идею на думском заседании выдвинул депутат Вячеслав Лысаков. Дмитрий Медведев назвал ее тогда «интересной» с финансовой точки зрения — в случае если универсальный полис будет дешевле отдельно купленных каско и ОСАГО. Далее идею поддержал Минфин — замглавы этого министерства Алексей Моисеев заявил, что объединение полисов может произойти в 2020 году.
В ЦБ, отвечая на вопрос «Коммерсанта» о том, насколько реально появление таких полисов, напомнили, что каско и ОСАГО — разные страховые продукты. Выплата по каско осуществляется страхователю при повреждении его автомобиля, по ОСАГО же страхуется ответственность автовладельца перед третьими лицами — и выплату получает потерпевший в аварии (если держатель полиса в ней виновен). В ЦБ отмечают, что надо оценить, насколько комбинированный полис будет дешевле суммы двух раздельных. «И в любом случае, тем, кто не покупает сегодня каско, придется иметь в наличии полис ОСАГО»,— настаивают в пресс-службе регулятора. По мнению президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, российский рынок пока не готов к такой инициативе.
Отметим, что для объединения продуктов добровольного и обязательного страхования потребуется существенно менять регулирование сегмента — каско и ОСАГО сильно отличаются друг от друга. По данным ЦБ, по итогам 2018 года было продано 39,7 млн полисов ОСАГО. Каско, по оценке директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексея Бредихина, есть лишь у 10% автовладельцев. По данным ЦБ, средняя премия по каско в IV квартале 2018 года составила 36,2 тыс. руб., средняя выплата — 90,8 тыс. руб. У ОСАГО совсем другое соотношение: средняя премия — 5,6 тыс. руб., выплата — 65,8 тыс. руб.
— Вряд ли универсальный полис будет дешевле,— говорит Алексей Бредихин.— Риски-то разные. Поэтому полис «два в одном» может оказаться разорительным для многих автовладельцев.
Многие эксперты видят за инициативой очередную попытку «залезть в карман» российских водителей. Как отмечает Алексей Бредихин, страховщики уже сейчас могут предложить скидку на одновременную покупку каско и ОСАГО.
— Непонятно, зачем нужно новое регулирование,— говорит он.— Кроме того, гораздо естественнее брать за основу обязательный полис и к нему в качестве расширения продавать добровольный, как это делается в ЕС.
В любом случае, если экономия на универсальном полисе у автомобилистов и будет, получат ее только те, кто пользуется каско — владельцы относительно новых и дорогих машин.
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА (из архива)