Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

Петля для Зарубино. Проект Hyperloop: революция на транспорте или афера века?

Рубрика: Бизнес
27.11.2016

Первая в России инновационная транспортная система Hyperloop может появиться на участке от китайского города Хуньчунь до порта Зарубино в Приморье. Но насколько реальна идея американского миллиардера Илона Маска? Не фантастика ли это: новый транспорт, работающий от солнечной энергии, который будет вдвое быстрее самолета и в несколько раз быстрее скоростного поезда? У проекта немало скептиков, но в «петле» уже крутятся сотни миллионов долларов от инвесторов. В том числе — российских.

Фантастические миллионы

Российский фонд прямых инвестиций кратно увеличил вложения в проект Hyperloop. Об этом глава РФПИ Кирилл Дмитриев заявил на саммите АТЭС в Перу.

— Даже с США у нас есть новость, что мы кратно увеличили наши инвестиции в Hyperloop, — сказал Дмитриев.

Он отметил, что это произошло в рамках последнего раунда привлечения инвестиций, в котором также принял участие стратегический партнер РФПИ на Ближнем Востоке — дубайский портовый оператор DP World. Судя по всему, глава фонда имел в виду и суммы, вложенные в проект владельцем «Суммы» г-ном Магомедовым.

Напомним, идею Hyperloop («гиперпетля») представил в 2012 году инженер, предприниматель и инвестор Илон Маск. И чтобы про него не говорили, миллиардер — идеолог и основатель таких компаний, как электронная платежная система PayPal, автомобильная Tesla Motors и ракетостроительная Space X. Сейчас его главное детище — специфический проект, туманно называемый «пятым видом транспортного средства» — Hyperloop.

Как заявил сам Маск: «Это будет кое-что, что никогда не будет попадать в катастрофы, будет минимум вдвое быстрее самолета, будет питаться солнечной энергией и отправляться в путь не по расписанию, а ровно в тот момент, когда нужно вам». Если не вдаваться в сложные инженерно-технические подробности: Hyperloop — система, состоящая из стальных труб, внутри которых со скоростью до 1200 км/ч перемещается поезд — герметичная капсула на аэродинамической «подушке».

Идея действительно из сферы фантастики. Но поезд, который пока еще только на бумаге мчится по трубе с поражающей воображение скоростью, уже привлек сотни миллионов вполне реальных долларов от целого ряда инвесторов, в том числе и российских. Среди них — владелец группы "Сумма" Зиявудин Магомедов. Вместе с другими инвесторами в октябре он вложил в Hyperloop One $50 млн.

Для Магомедова это уже третий раунд инвестиций в проект. C февраля прошлого года его фонд Caspian Venture Capital, управляющий проектами «Суммы», дважды вкладывал в компанию: $11 млн и $80 млн. Теперь же участвовать он намерен не только финансово. По итогам сделки Магомедов вошел в совет директоров Hyperloop, и, как заявили в «Сумме», сможет контролировать действия компании за рубежом.

От «Суммы» не зарекайся

Бизнесмен уверен: Hyperloop убьет и грузовые, и авиаперевозки. Через Россию транзитом проходит только 1% мировых грузоперевозок, а новая технология позволит доставлять контейнеры из Азии в Европу едва ли не за ночь. Причем, дойдет дело и до пассажиров. Здесь, по мнению инвестора, возможностей развернуться у Hyperloop не меньше.

В интервью Financial Times Магомедов предположил: уже через 15 лет магистраль, построенная по технологии Hyperloop, сможет связать Москву и Лондон, дорога займет не более 2,5 часов. Впрочем, он признал, что в России есть «определенные проблемы с оценкой и внедрением» технологий. Но так или иначе, у российских властей на Hyperloop, похоже, далеко идущие планы.

Как сообщил председатель совета директоров и сооснователь Hyperloop One Шервин Пишевар, соинвестором проекта стал Российский фонд прямых инвестиций. Размер вложений фонд не раскрывает. А министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что первая в России сверхскоростная транспортная система Hyperloop может появиться на участке от Китая до порта Зарубино.

В общих чертах проект представили на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, увязав его с развитием международного транспортного коридора «Приморье-2». Стоимость проекта — 30-40 млрд рублей. Протяженность участка — 65 км. Доставка грузов по нему займет считанные секунды. Возможность применения технологии между транспортно-логистическим центром в Хуньчуне и «Большим портом «Зарубино» уже получила инженерную оценку. Изучив требования технологии и рельеф, в МосгортрансНИИпроекте пришли к выводу: Hyperloop подходит для транспортировки грузов на этом участке.

По расчетам специалистов, средняя скорость движения капсул на маршруте может достигать 875 км/ч. Подсчитали инженеры и возможный объем перевозок. На пятый год эксплуатации трассы по ней можно будет ежегодно перевозить 18,9 млн тонн зерна и 1,3 млн TEU контейнерных грузов. Максимальная пропускная способность ветки в одном направлении — 50 млн тонн грузов всех типов. По словам гендиректора Hyperloop One Роба Ллойда, помимо линии Китай — порт Зарубино, компания оценивает создание сверхскоростной транспортной системы в России и на маршруте Москва — Санкт-Петербург. Вакуумные поезда могут также запустить между столичными аэропортами.

Деньги в вакуум

Великое будущее «пятого вида транспорта» не за горами, уверены разработчики и инвесторы. По их мнению, это вопрос ближайших 15 лет. Оператор дубайских портов DP World еще летом подписал с американской Hyperloop One меморандум о взаимопонимании с целью изучить целесообразность доставки грузов с помощью технологии Hyperloop с борта стоящих у причала судов прямо в контейнерный терминал.

РФПИ и РЖД также планируют провести тестирование технологии в России. Хотя сам поезд Hyperloop Оne пока не представила. Разработки ведутся при помощи экспериментальных треков в Неваде и Калифорнии. В мае прошли испытания только двигательной установки, а полномасштабное тестирование всей системы запланировано на второй квартал 2017 года.

Разумеется, у проекта немало скептиков. Поверить в революцию на транспорте готовы далеко не все. Технологически реализация такого проекта вполне возможна, но затея бессмысленна из-за высокой стоимости технологии вакуумного перемещения, считает генеральный директор исследовательского агентства InfraNews, транспортный эксперт Алексей Безбородов.

— Сегодня и автомобиль может разогнаться до 500 км в час — вопрос том, какие системы безопасности и какой стоимости тормоза нужны в этой машине. Ответ простой: они будут стоить дороже, чем сама машина, — отмечает он. По его мнению, такая транспортная система будет даже не «золотой», а «бриллиантовой», и никакие грузы не окупят вложений в нее. $50 млн долларов, по подсчетам Безбородова, «коллегам из Hyperloop One хватит на сантиметр трубы, или на год пиара».

Впрочем, эксперт не исключает, что накачка проекта инвесторскими деньгами может привести и к удешевлению отдельных технологий — например, керамического сплава. В случае неудачи аферой века Hyperloop, конечно, не станет. Просто будет еще один провалившийся стартап.

Андрей КОЗЫРЕВ