Северный завоз. Reuters сообщило об экспорте угля из КНДР через Приморье в обход санкций ООН
Северная Корея в 2017 году как минимум трижды отправляла в Россию уголь, который оттуда доставлялся в Южную Корею и Японию, предположительно, в нарушение введенных против КНДР санкций ООН, сообщает Reuters со ссылкой на три источника в европейской разведке. По их словам, уголь доставлялся в российские порты Находка и Холмск, где его выгружали в доках и переносили на суда, которые после направлялись в страны АТР.
Одно из участвовавших в поставках судно с идентификационным номером UAL Ji Bong 6 упоминается Минфином США в списках попавших под санкции. По данным американского ведомства, оно загрузило уголь в северокорейском порту Вонсан и доставило его в российский Холмск 5 сентября 2017 года. Судно ходит по флагом КНДР и принадлежит компании CK International Ltd, уточнили в министерстве. Reuters напоминает, что независимая экспертная группа в сентябре прошлого года доложила Совбезу ООН, что КНДР «намеренно использует сторонние каналы для экспорта запрещенных товаров во избежание санкций».
Как пишет агентство, были выявлены два отдельных маршрута для поставок угля. Первый используется северокорейскими судами и проходит через порт Находка в Приморье. Этим путем пользовалось, в частности, судно Jian Fu под флагом государства Палау. Агентство со ссылкой на данные российского порта утверждает, что в августе 2017 года оно доставило в Находку 17 тыс. 415 тонн угля из северокорейского порта Нампхо. Уточняется, что с 24 июля по 2 августа у судна отключили датчик слежения, что, как пишет Reuters, было допустимо, однако из-за этого нельзя отследить его передвижение в открытом море. Еще один пароход в том же месяце загрузил в российском порту 20 тыс. 500 тонн угля и отправился в южнокорейский порт Ульсан.
Второй маршрут, по информации Reuters, пролегал через Холмск в Сахалинской области. Как утверждает агентство, по меньшей мере два северокорейских судна выгрузили уголь в порту Холмска в августе и сентябре. В частности, Rung Ra 2 трижды побывало в российском порту с 1 августа по 12 сентября, отгрузив в общей сложности 15 тыс. 542 тонны угля. Кроме того, судно Ul Ji Bong 6 выгрузило еще в 10 тыс. 068 тонн угля за два отдельных заезда — 3 августа и в промежутке с 1 по 8 сентября. Доставленный уголь перегружали на суда из Китая, которые, согласно портовым документам, должны были направиться в КНДР. Вместо этого суда ушли в южнокорейские порты Пхохан и Инчхон, пишет Reuters.
По словам одного из источников агентства, из-за сокращения Китаем официального экспорта угля из КНДР появился «контрабандный маршрут», в рамках которого Россия стала транзитным пунктом. Министерство торговли Китая на запрос Reuters не ответило. Представитель министерства иностранных дел Южной Кореи заявил агентству, что Сеул «отслеживает любые действия, направленные на уклонение от санкций против Северной Кореи», при этом в ведомстве отказались уточнять, известно ли МИДу об упомянутых поставках угля.
В заключение Reuters отмечает, что не сумело установить, действительно ли выгруженный в российских портах уголь — тот же самый, что был направлен в Южную Корею и Японию. Помимо этого не известно, знали ли владельцы перевозящих груз судов о его происхождении. Какие компании участвовали в перевозках, также не установлено. В Министерстве иностранных дел России информацию никак не прокомментировали. Представительство России в ООН 3 ноября уведомило Комитет по санкциям Совбеза организации о том, что Москва соблюдает санкции.
Напомним, экспорт северокорейского угля был ограничен резолюцией Совбеза ООН от 2016 года, в соответствии с которой страны обязаны ежемесячно отчитываться о показателях импорта угля из КНДР. Данные должны предоставляться комитету ООН по санкциям в течение 30 дней после окончания каждого месяца. Дипломатические источники Reuters заявили, что в прошлом году Россия не сообщала ООН о ввозе угля Северной Кореи.
В конце декабря прошлого года Совбез ООН снова ужесточил санкции против Северной Кореи в ответ на ноябрьские ракетные испытания Пхеньяна. В рамках новых ограничений объемы экспорта нефтепродуктов в КНДР уменьшатся на 85% и не смогут превышать 500 тыс. баррелей в год, а все северокорейские рабочие должны будут за 24 месяца вернуться из-за границы на родину. Российские дипломаты резолюцию поддержали, но при этом выразили уверенность в неэффективности ограничительных мер.
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА