Номер не прошел. Почему не исполняется норма закона для автомобилистов
Получить номера на новую машину в автосалоне россияне пока не могут, хотя это и обещано законом о регистрации транспортных средств, вступившим в силу с 1 января. Ни один автодилер до сих пор не получил разрешение на эту деятельность, заявили в ГИБДД. Компании ждут разъяснений от ведомства и оценивают экономическую выгоду от запуска новой услуги. В феврале дилеры все-таки начнут регистрировать машины, рассчитывают в Госавтоинспекции.
Представители ГИБДД разъяснили нормы закона «О государственной регистрации транспортных средств», который вступил в силу с 1 января 2020 года. Документ уже вызвал массу вопросов у автовладельцев и автодилеров. Так, закон ввел для граждан право выбирать: получать государственный регистрационный знак (ГРЗ) в подразделении, как прежде, или напечатать его у изготовителя, включенного в реестр МВД. Всего таких компаний около 400 (1,5 тыс. пунктов печати). С начала года услугой воспользовались уже 25 тыс. человек, рассказали в ГИБДД. Ранее с момента смены собственника гражданин мог в течение десяти дней ездить без ГРЗ до постановки машины на учет. Если автовладелец решил зарегистрировать автомобиль в подразделении, а номер напечатать сам, на машине без номеров передвигаться нельзя. Согласно ч. 2. ст. 12.2 КоАП, за это грозит штраф в 5 тыс. руб. или лишение прав, предупредил замначальника ГИБДД России Николай Шеюхин. Если машина еще не зарегистрирована, в течение 10 дней можно ездить без номера, как и раньше, до постановки на учет.
Самой ожидаемой нормой закона была возможность регистрировать автомобиль в автосалонах (при покупке новой машины). В ГИБДД напомнили, что услугу могут предоставлять компании, вошедшие в реестр «специализированных организаций». На данный момент таких дилеров нет. По словам начальника управления надзорной деятельности ГИБДД Романа Мишурова, на рассмотрении в ведомстве находится 10 заявок. Две компании получили отказ из-за неполного комплекта документов, отказы еще будут, предполагают эксперты.
По прогнозу господина Мишурова, в феврале первые компании все-таки начнут работу. Дилеры будут передавать документы и фотографии машины в ГИБДД через портал госуслуг, ответственные сотрудники будут забирать из подразделения СТС и номера для передачи автовладельцу. Оформление будет занимать не более двух дней.
— Процедура получения статуса пока неясна, разъяснений не поступало,— прокомментировал газете «Коммерсант» гендиректор ГК «Автоспеццентр» Денис Петрунин.— Можно предположить, что реальное вступление закона в силу отложено — на организацию технических и бизнес-процессов потребуется определенное время.
В пресс-службе автомобильной группы «Авилон» заявили, что планируют получить статус «специализированной организации», но заметили, что «эта услуга пока не просчитана с экономической стороны, теоретически она может быть даже невыгодна». По правилам, отметили в «Авилоне», в штате у автодилера также должен быть специальный сотрудник для осмотра машин, к нему предъявляются определенные требования (приказ МВД №403), он должен пройти обучение в специальном учебном центре, чтобы подтвердить свою квалификацию. «У него должен быть сертификат, а организации, которые выдают сертификаты, появились на рынке не так давно,— говорят в «Авилоне».— Сейчас есть четыре таких организации в разных городах России». В ГИБДД утверждают, что таких центров 10.
— На рынке пока хаос,— добавляет президент ассоциации автодилеров РОАД Олег Мосеев.— Клиентам стоит либо регистрировать автомобили самостоятельно, либо, как раньше, выдавать доверенность сотруднику дилерского центра.
Представители ГИБДД планируют встретиться с РОАД 5 февраля для разъяснений. Ситуация возникла из-за того, что в законе не описали переходный период — все документы и требования вступили в силу сразу, считает знакомый с ситуацией источник.
Слабая активность дилеров связана с низкими тарифами на новую услугу, ограниченными ФАС, предполагает Николай Шеюхин: за регистрацию автомобиля компании не имеют права брать с автовладельца больше 500 руб. Это подтверждают и другие эксперты на авторынке: «Нововведения требуют инвестиций со стороны дилера при низкой (фактически вообще никакой) маржинальности услуги».
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА