Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

«Принца Чарльза я не узнал»: всемирно известный ювелир приехал во Владивосток  

Рубрика: Важное, Общество
26.05.2023

В Приморской картинной галерее  завершает работу  чудесная выставка.  «Вальс брильянтов» долетел  во Владивосток  из Екатеринбурга  и почти месяц радовал жителей и гостей столицы Приморья потрясающим ювелирным искусством Виктора Моисейкина. 

Этого человека называют новым русским Фаберже. Среди покупателей его работ – самые известные люди мира, например, нынешний король Англии еще в бытность принцем Чарльзом приобрел у Виктора Моисейкина драгоценный букетик земляничек для своей мамы, королевы Виктории.   

Как вышло, что маэстро брильянтов Чарльза не узнал, и другие потрясающие истории всемирно известный русский ювелир Виктор Моисейкин рассказал обозревателю PortoFranko Ладе Глыбиной. 

 Красота – это энергия

Виктор, расскажите, как вы стали ювелиром?

– Мой дедушка был замечательный скульптор, художник. Я  с самого детства любил проводить с ним время.  Он мне сделал такие очки, из проволоки, — я их надевал, чтобы быть похожим не него. Мы  с ним сидели, лепили, — видимо, отсюда моя любовь к скульптурам. Украшениями я занимаюсь сравнительно недавно, — лет пятнадцать. До этого  были скульптуры,  артобъекты. Почему пришел к ювелирным украшениям? Это из серии – «можешь не писать – не пиши». Наверное, это они ко мне пришли. Просто вошли в мою жизнь. Чтобы быть ювелиром – надо им родиться.

На ваши работы смотришь, — и они потрясающее влияние оказывают! Мало того, что это красиво само по себе, но и энергетика от них потрясающая. Ходила по выставке и понимала, что ювелирное искусство – это больше, чем просто украшения. Это какой-то потрясающий микс энергий:  красота, деньги, власть, любовь  – и все это ощущаешь в одном роскошном кольце, от которого глаз не оторвать. Выходишь после выставки – и как-то по- другому смотришь на этот мир. Вы знаете о том, что вы маг и волшебник, Виктор?

– Я знаю, что красота, которая тебя окружает, действительно сильно влияет на твое мировосприятие. Помню, в молодости  жили в квартире, в очень старом доме,  где был расписной потолок и лепнина. До сих пор не могу забыть ощущение от жизни в той особой атмосфере. Еще пример. У нас выставка была во Франции, в Грассе. Нас попросили привезти драгоценные букеты, — и мы там познакомились  с нашими русскими эмигрантами.   Нас пригласили в гости, — и там состоялся очень интересный разговор. Это были люди, которые когда-то вывезли из России семейные драгоценности, но все растеряли. На нитку жемчуга купили дом, и так далее. И они говорили, — «нас сначала это радовало, а потом мы поняли, что мы потеряли, когда начали внуков водить по музеям, показывать им красоту, и увидели, что это плохо прививается. И только потом мы поняли,- мы росли с этой красотой. Нас окружали красивые вещи, букетики Фаберже стояли на трюмо. И это очень сильно влияло…». Так что окружайте детей красотой.  Это будет проникать потом на подкорку. Такие вещи бесценны.

На выставке вы говорили, что уровень цивилизации можно оценить по предметам искусства, в том числе, по ювелирным украшениям, которые, зачастую, единственные переживают века. Интересно, что о нас будут думать наши потомки, — глядя на ваши работы,  к примеру?

– Не только потомки, скажу я вам. Был интересный случай на выставке в  Японии, где было  500 богатых японских семей.  Вижу, – ходит старенький дедушка, присматривается, но близко не подходит. Потом нас познакомили. Я его спросил – почему вы к нам не подходили? Он говорит  — не имел быть чести представленным, и вообще, вы русская компания, а у нас мирного договора нет.  Спрашиваю – «но вам лягушка-то нравится?»

«Очень нравится!», – говорит. Купил все-таки лягушку. Приходит на следующий день с  подарками и говорит: «- Я понял, страна, которая делает красивые вещи, не опасна!»  Понимаете?  Через искусство мы даем оценку страны, цивилизации. По возможности людей понимать и создавать красоту мы понимаем, насколько была развита культура.  Кто такие были скифы, этруски, мы понятия не имеем, но культура этих исчезнувших  народов к нам дошла именно за счет сохранившихся шедевров ювелирного искусства.

Вы помните свою первую значимую ювелирную работу?  Из серии, чтобы женщина увидела и сказала, — ах,  Виктор,  я ваша навеки!

– Работа сначала должна самому понравиться. Понимаете, художник – эгоист. В первую очередь он делает вещь для себя.  Это всегда противоречие с маркетингом,  где нет творчества.  Я рад, что у меня есть возможность  творить то, что я хочу. Когда можешь сказать – или я делаю то, что мне нравится, или вы можете обратиться к кому-то другому

У вас очень дорогой материал, золото, брильянты. Простите, но где вы столько денег берете? Это же какие нужны обороты, чтобы покупать такого качества камни, жемчуг, не говоря о прочем.  

– К сожалению и счастью, – да, золото для нас – та же краска. Камни – тоже краска, но очень дорогая. С одной стороны, тяжелою. С другой стороны, оно все очень сильно растет в цене, и где-то, с божьем помощью, оно как-то получается. Какого-то бизнес плана нет.

Богатые люди – они какие?

 Полагаю,  по роду работы, вы часто общаетесь с самыми богатыми людьми мира.  Скажите, Виктор, эти люди чем-то отличаются от обычных граждан?

– Отличаются. Простотой. У них нет снобизма. Как у тех людей,  когда сравнительно небольшие деньги жмут карман,  и он на тебя смотрит свысока.

Богатые люди – это  больше про свободу или больше про ответственность?

– Наверное, это про независимость. Свободы у по-настоящему богатых  людей меньше.  Они все очень занятые.  Но, безусловно, независимостью в принятии решений они обладают.  С ними очень приятно общаться. Они очень уважительно относятся. Всегда деликатны. Может, мне так повезло, но среди богатых людей я не встречал тех, кто как-то ставил  себя выше. Самое неприятное отношение я встречал как раз со стороны тех, кто заработал немножко денег, и решил, что он уже не вершине.

Кто из сильных мира сего вам больше всего запомнился, произвел самое незабываемое впечатление?

– Таких людей немало. У многих я учился.  Всегда очень интересно общаться, — они все яркие, неординарные личности. Например, у нас  выставка была в Бахрейне, и мы демонстрировали  королю  страны  наши работы. Он подошел ко мне лично, с сыновьями. Я думаю – надо ж как-то с выгодно показать что мы делаем, он же  же восточный царь!  Говорю —  это прекрасные инвестиции. Он на меня странно посмотрел, а за него ответил сын: знаете, мне кажется, лучшие инвестиции – это знания, а у вас  просто красивые работы! Я не знал, что ответить. Начали беседовать. Выяснилось, что сын короля Бахрейна получил несколько образований, в Лондоне отучился, в Америке. Эту фразу я навсегда запомнил: «самые лучшие инвестиции – это в себя и в знания, чего я вам и рекомендую».

«У вас – суперлакшери»!

Виктор, как вы думаете, сильные мира сего берут ваши украшения для того, чтобы кто-то их носил? Или просто как произведения искусства?

– Когда богатый человек видит красивую вещь, он не задумывается,  зачем она ему нужна. Он просто ее приобретает,  и знает, что может это подарить или себе оставить. Пусть она у него лежит даже в сейфе. Мне как-то один из покупателей сказал: «Понимаешь, деньги- то у всех есть. А что-то стоящее купить – это проблема!» Поэтому когда они встречают что-то стоящее, они просто это приобретают.

У меня однажды была история с наследницей Картье. Повезло познакомиться, когда она была в Москве.  Мы с ней разговорились, у меня был первый вопрос:  то, что мы делаем – это лакшери или не лакшери? Совершенно идиотский вопрос, но простительный  для человека из Екатеринбурга!  Знаете, что она мне ответила? «У вас суперлакшери!». Постепенно мы начали понимать, в чем ценность изделий нашей компании. Что мы делаем то, что другие не могут. Начали понимать, сколько это должно стоить. Что главная ценность в работе — это время.

Сколько уходит времени на одну вещь?

– От трех месяцев до трех лет. Сначала тебя вдохновляет идея, потом ты  сделаешь образцы. Это не быстрый процесс.

Вы сами  все придумываете или есть какая-то команда дизайнеров?

– Слава богу, пока своих идей хватает. Есть команда дизайнеров,  с которыми мы завершаем какие-то идеи, но моя задача – придумать концепцию, и понять, как ее воплотить.

«Моей маме это понравится!»

Расскажите про историю с принцем Чарльзом,  — как вы могли  не узнать будущего короля Англии?

–  Думаете, я часто смотрел на Чарльза по телевизору? Тут наших-то политиков при личной встрече трудно узнать… Дело было в Лондоне, на выставке. Подходит к столику мужчина, покупает  букетик ювелирных земляничек.  Говорит – моей маме это понравится.

Я ему ответил: «Просто уверен, что вашей маме это понравится!» Тут все вокруг замолчали и на меня посмотрели. Мне позже объяснили, что называть  королеву мамой  — это просто верх неуважения и фамильярности.

Принц посмотрел на меня, – видит, что  русский вообще не в теме, – кто он, и о какой маме речь. И говорит, — знаете, мама же это – выше! Я все равно не понял, какая мама, почему выше?

Потом говорит, – ладно, я возьму. Я отвечаю, что другим еще покажу, это же аукцион, может,  кто-то больше даст. Тут люди вокруг  мне уже тихонько говорят, — каким другим? Кто ж больше даст, – это ж Чарльз, принц Уэльский?

Зато теперь вы можете говорить, что у вас покупал украшения сам король Англии!

–  Была еще одна выставка в Лондоне, там был Майкл Кентский. Мы стояли вначале, – и он подошел к нам. Пока мы с ним беседовали, — вижу, сзади столпилась огромная толпа. Думаю,- боже, это что, все к нам? Очередь, что ли? А потом выяснилось, что они его обогнать не могут, по этикету. Там был первый день выставки,  была приглашена королевская семья и приближенные.

  А наша знать, из России,  у вас работы покупает?

– Раньше больше покупали, сейчас многие разъехалась.

«Лучшее украшение мужчины – женщина»

 Вы как считаете, для мужчин могут быть украшения, — или все — таки это прерогатива женщин?  Вы сами что-нибудь носите?

– Я не ношу. Но мужчины разные. У нас есть пример… Не буду назвать имен, — это, скажем так, один их президентов близлежащих стран. Знаю, что у него есть комната, куда он заходит, надевает на себя кольца, и ему это нравится.  Но я считаю, что лучшее украшение мужчины – это женщина.

Это радостно слышать в наше непростое время …

– Но есть восточные мужчины, для которых любовь к украшениям, скажем так, традиционна. Они их даже не носят. Они ими просто любуются,  играют.

Наверное, драгоценные камни дают человеку сил? Это же мощная энергия, как вы считаете?

– Конечно. И здесь мистики никакой нет. Взять, к примеру, турмалин, который при нажатии поляризуется,  и появляются заряды, — положительный и отрицательный. Камни действительно обладают, имеют внутри огромную  энергию.

–  Один из самых потрясающих экспонатов на выставке во Владивостоке – ваша знаменитая Птица счастья. Это ваш талисман?  

– Птица счастья – из частной коллекции. Я ее делал на заказ, чтобы она вдохновляли и радовала человека. Она разрешила привезти свою Птицу на выставку.

 – Вы до сих пор живете в Екатеринбурге?

–  Больше всего –  в самолете. Я живу на планете Земля.

«Секрет успеха мужчины»

– Виктор, вы во Владивостоке не первый раз. Ваши ощущения от города? С каким камнем вы могли бы его сравнить?

– С аквамарином! Мне нравится город. Очень такой … комфортный город… движение волн,  движение людей. То, что я люблю, – либо ты должен двигаться, либо вокруг тебя должны двигаться. Я влюбился в мосты! Они потрясающие: Мосты сморятся как такелаж судов, — как будто на рейде стоят огромные корабли.  Мне это очень понравилось.

Виктор, наверное, именно вы точно знаете ответ на волнующий многих вопрос: что нужно мужчине, чтобы достичь успеха?   

– Мама мне с детства говорила – рядом с каждым мужчиной должна быть женщина. Делаешь себя сам, но без поддержки человека, который тебя понимает и эмоционально поддерживает, ничего не получится. Любой творческий процесс – это не путь к солнцу. 90 процентов падений, и только в десяти процентах получается полететь.

Вот ради этого краткого мига полета ты согласен был 90 раз упасть. Но важно, чтобы  в тот момент, когда ты падал, тебя кто-то поддерживал. И я рад, что в те моменты, когда падал я, со мной были люди, которые меня подхватывали.  Верили в меня, даже когда я сам в себя не верил. Когда думал, что  после десятого подряд падения уже точно не получится лететь. Но все равно, когда я что- то новое делаю, у меня всегда страх, — получится или нет? Можно подняться выше,  но понимаешь, что падать будет больнее.  Всегда думаешь, — оно тебе точно надо?

И что в итоге?

– Идешь вперед. Чтобы не было потом мучительно больно за бесцельно прожитые годы.

Лада ГЛЫБИНА

Фото PortoFranko