«Принца Чарльза я не узнал»: всемирно известный ювелир приехал во Владивосток
В Приморской картинной галерее завершает работу чудесная выставка. «Вальс брильянтов» долетел во Владивосток из Екатеринбурга и почти месяц радовал жителей и гостей столицы Приморья потрясающим ювелирным искусством Виктора Моисейкина.
Этого человека называют новым русским Фаберже. Среди покупателей его работ – самые известные люди мира, например, нынешний король Англии еще в бытность принцем Чарльзом приобрел у Виктора Моисейкина драгоценный букетик земляничек для своей мамы, королевы Виктории.
Как вышло, что маэстро брильянтов Чарльза не узнал, и другие потрясающие истории всемирно известный русский ювелир Виктор Моисейкин рассказал обозревателю PortoFranko Ладе Глыбиной.
Красота – это энергия
– Виктор, расскажите, как вы стали ювелиром?
– Мой дедушка был замечательный скульптор, художник. Я с самого детства любил проводить с ним время. Он мне сделал такие очки, из проволоки, — я их надевал, чтобы быть похожим не него. Мы с ним сидели, лепили, — видимо, отсюда моя любовь к скульптурам. Украшениями я занимаюсь сравнительно недавно, — лет пятнадцать. До этого были скульптуры, артобъекты. Почему пришел к ювелирным украшениям? Это из серии – «можешь не писать – не пиши». Наверное, это они ко мне пришли. Просто вошли в мою жизнь. Чтобы быть ювелиром – надо им родиться.
– На ваши работы смотришь, — и они потрясающее влияние оказывают! Мало того, что это красиво само по себе, но и энергетика от них потрясающая. Ходила по выставке и понимала, что ювелирное искусство – это больше, чем просто украшения. Это какой-то потрясающий микс энергий: красота, деньги, власть, любовь – и все это ощущаешь в одном роскошном кольце, от которого глаз не оторвать. Выходишь после выставки – и как-то по- другому смотришь на этот мир. Вы знаете о том, что вы маг и волшебник, Виктор?
– Я знаю, что красота, которая тебя окружает, действительно сильно влияет на твое мировосприятие. Помню, в молодости жили в квартире, в очень старом доме, где был расписной потолок и лепнина. До сих пор не могу забыть ощущение от жизни в той особой атмосфере. Еще пример. У нас выставка была во Франции, в Грассе. Нас попросили привезти драгоценные букеты, — и мы там познакомились с нашими русскими эмигрантами. Нас пригласили в гости, — и там состоялся очень интересный разговор. Это были люди, которые когда-то вывезли из России семейные драгоценности, но все растеряли. На нитку жемчуга купили дом, и так далее. И они говорили, — «нас сначала это радовало, а потом мы поняли, что мы потеряли, когда начали внуков водить по музеям, показывать им красоту, и увидели, что это плохо прививается. И только потом мы поняли,- мы росли с этой красотой. Нас окружали красивые вещи, букетики Фаберже стояли на трюмо. И это очень сильно влияло…». Так что окружайте детей красотой. Это будет проникать потом на подкорку. Такие вещи бесценны.
– На выставке вы говорили, что уровень цивилизации можно оценить по предметам искусства, в том числе, по ювелирным украшениям, которые, зачастую, единственные переживают века. Интересно, что о нас будут думать наши потомки, — глядя на ваши работы, к примеру?
– Не только потомки, скажу я вам. Был интересный случай на выставке в Японии, где было 500 богатых японских семей. Вижу, – ходит старенький дедушка, присматривается, но близко не подходит. Потом нас познакомили. Я его спросил – почему вы к нам не подходили? Он говорит — не имел быть чести представленным, и вообще, вы русская компания, а у нас мирного договора нет. Спрашиваю – «но вам лягушка-то нравится?»
«Очень нравится!», – говорит. Купил все-таки лягушку. Приходит на следующий день с подарками и говорит: «- Я понял, страна, которая делает красивые вещи, не опасна!» Понимаете? Через искусство мы даем оценку страны, цивилизации. По возможности людей понимать и создавать красоту мы понимаем, насколько была развита культура. Кто такие были скифы, этруски, мы понятия не имеем, но культура этих исчезнувших народов к нам дошла именно за счет сохранившихся шедевров ювелирного искусства.
– Вы помните свою первую значимую ювелирную работу? Из серии, чтобы женщина увидела и сказала, — ах, Виктор, я ваша навеки!
– Работа сначала должна самому понравиться. Понимаете, художник – эгоист. В первую очередь он делает вещь для себя. Это всегда противоречие с маркетингом, где нет творчества. Я рад, что у меня есть возможность творить то, что я хочу. Когда можешь сказать – или я делаю то, что мне нравится, или вы можете обратиться к кому-то другому
– У вас очень дорогой материал, – золото, брильянты. Простите, но где вы столько денег берете? Это же какие нужны обороты, чтобы покупать такого качества камни, жемчуг, не говоря о прочем.
– К сожалению и счастью, – да, золото для нас – та же краска. Камни – тоже краска, но очень дорогая. С одной стороны, тяжелою. С другой стороны, оно все очень сильно растет в цене, и где-то, с божьем помощью, оно как-то получается. Какого-то бизнес плана нет.
Богатые люди – они какие?
– Полагаю, по роду работы, вы часто общаетесь с самыми богатыми людьми мира. Скажите, Виктор, эти люди чем-то отличаются от обычных граждан?
– Отличаются. Простотой. У них нет снобизма. Как у тех людей, когда сравнительно небольшие деньги жмут карман, и он на тебя смотрит свысока.
– Богатые люди – это больше про свободу или больше про ответственность?
– Наверное, это про независимость. Свободы у по-настоящему богатых людей меньше. Они все очень занятые. Но, безусловно, независимостью в принятии решений они обладают. С ними очень приятно общаться. Они очень уважительно относятся. Всегда деликатны. Может, мне так повезло, но среди богатых людей я не встречал тех, кто как-то ставил себя выше. Самое неприятное отношение я встречал как раз со стороны тех, кто заработал немножко денег, и решил, что он уже не вершине.
– Кто из сильных мира сего вам больше всего запомнился, произвел самое незабываемое впечатление?
– Таких людей немало. У многих я учился. Всегда очень интересно общаться, — они все яркие, неординарные личности. Например, у нас выставка была в Бахрейне, и мы демонстрировали королю страны наши работы. Он подошел ко мне лично, с сыновьями. Я думаю – надо ж как-то с выгодно показать что мы делаем, он же же восточный царь! Говорю — это прекрасные инвестиции. Он на меня странно посмотрел, а за него ответил сын: знаете, мне кажется, лучшие инвестиции – это знания, а у вас просто красивые работы! Я не знал, что ответить. Начали беседовать. Выяснилось, что сын короля Бахрейна получил несколько образований, в Лондоне отучился, в Америке. Эту фразу я навсегда запомнил: «самые лучшие инвестиции – это в себя и в знания, чего я вам и рекомендую».
«У вас – суперлакшери»!
– Виктор, как вы думаете, сильные мира сего берут ваши украшения для того, чтобы кто-то их носил? Или просто как произведения искусства?
– Когда богатый человек видит красивую вещь, он не задумывается, зачем она ему нужна. Он просто ее приобретает, и знает, что может это подарить или себе оставить. Пусть она у него лежит даже в сейфе. Мне как-то один из покупателей сказал: «Понимаешь, деньги- то у всех есть. А что-то стоящее купить – это проблема!» Поэтому когда они встречают что-то стоящее, они просто это приобретают.
У меня однажды была история с наследницей Картье. Повезло познакомиться, когда она была в Москве. Мы с ней разговорились, у меня был первый вопрос: то, что мы делаем – это лакшери или не лакшери? Совершенно идиотский вопрос, но простительный для человека из Екатеринбурга! Знаете, что она мне ответила? «У вас суперлакшери!». Постепенно мы начали понимать, в чем ценность изделий нашей компании. Что мы делаем то, что другие не могут. Начали понимать, сколько это должно стоить. Что главная ценность в работе — это время.
– Сколько уходит времени на одну вещь?
– От трех месяцев до трех лет. Сначала тебя вдохновляет идея, потом ты сделаешь образцы. Это не быстрый процесс.
– Вы сами все придумываете или есть какая-то команда дизайнеров?
– Слава богу, пока своих идей хватает. Есть команда дизайнеров, с которыми мы завершаем какие-то идеи, но моя задача – придумать концепцию, и понять, как ее воплотить.
«Моей маме это понравится!»
– Расскажите про историю с принцем Чарльзом, — как вы могли не узнать будущего короля Англии?
– Думаете, я часто смотрел на Чарльза по телевизору? Тут наших-то политиков при личной встрече трудно узнать… Дело было в Лондоне, на выставке. Подходит к столику мужчина, покупает букетик ювелирных земляничек. Говорит – моей маме это понравится.
Я ему ответил: «Просто уверен, что вашей маме это понравится!» Тут все вокруг замолчали и на меня посмотрели. Мне позже объяснили, что называть королеву мамой — это просто верх неуважения и фамильярности.
Принц посмотрел на меня, – видит, что русский вообще не в теме, – кто он, и о какой маме речь. И говорит, — знаете, мама же это – выше! Я все равно не понял, какая мама, почему выше?
Потом говорит, – ладно, я возьму. Я отвечаю, что другим еще покажу, это же аукцион, может, кто-то больше даст. Тут люди вокруг мне уже тихонько говорят, — каким другим? Кто ж больше даст, – это ж Чарльз, принц Уэльский?
–Зато теперь вы можете говорить, что у вас покупал украшения сам король Англии!
– Была еще одна выставка в Лондоне, там был Майкл Кентский. Мы стояли вначале, – и он подошел к нам. Пока мы с ним беседовали, — вижу, сзади столпилась огромная толпа. Думаю,- боже, это что, все к нам? Очередь, что ли? А потом выяснилось, что они его обогнать не могут, по этикету. Там был первый день выставки, была приглашена королевская семья и приближенные.
– А наша знать, из России, у вас работы покупает?
– Раньше больше покупали, сейчас многие разъехалась.
«Лучшее украшение мужчины – женщина»
– Вы как считаете, для мужчин могут быть украшения, — или все — таки это прерогатива женщин? Вы сами что-нибудь носите?
– Я не ношу. Но мужчины разные. У нас есть пример… Не буду назвать имен, — это, скажем так, один их президентов близлежащих стран. Знаю, что у него есть комната, куда он заходит, надевает на себя кольца, и ему это нравится. Но я считаю, что лучшее украшение мужчины – это женщина.
– Это радостно слышать в наше непростое время …
– Но есть восточные мужчины, для которых любовь к украшениям, скажем так, традиционна. Они их даже не носят. Они ими просто любуются, играют.
–Наверное, драгоценные камни дают человеку сил? Это же мощная энергия, как вы считаете?
– Конечно. И здесь мистики никакой нет. Взять, к примеру, турмалин, который при нажатии поляризуется, и появляются заряды, — положительный и отрицательный. Камни действительно обладают, имеют внутри огромную энергию.
– Один из самых потрясающих экспонатов на выставке во Владивостоке – ваша знаменитая Птица счастья. Это ваш талисман?
– Птица счастья – из частной коллекции. Я ее делал на заказ, чтобы она вдохновляли и радовала человека. Она разрешила привезти свою Птицу на выставку.
– Вы до сих пор живете в Екатеринбурге?
– Больше всего – в самолете. Я живу на планете Земля.
«Секрет успеха мужчины»
– Виктор, вы во Владивостоке не первый раз. Ваши ощущения от города? С каким камнем вы могли бы его сравнить?
– С аквамарином! Мне нравится город. Очень такой … комфортный город… движение волн, движение людей. То, что я люблю, – либо ты должен двигаться, либо вокруг тебя должны двигаться. Я влюбился в мосты! Они потрясающие: Мосты сморятся как такелаж судов, — как будто на рейде стоят огромные корабли. Мне это очень понравилось.
– Виктор, наверное, именно вы точно знаете ответ на волнующий многих вопрос: что нужно мужчине, чтобы достичь успеха?
– Мама мне с детства говорила – рядом с каждым мужчиной должна быть женщина. Делаешь себя сам, но без поддержки человека, который тебя понимает и эмоционально поддерживает, ничего не получится. Любой творческий процесс – это не путь к солнцу. 90 процентов падений, и только в десяти процентах получается полететь.
Вот ради этого краткого мига полета ты согласен был 90 раз упасть. Но важно, чтобы в тот момент, когда ты падал, тебя кто-то поддерживал. И я рад, что в те моменты, когда падал я, со мной были люди, которые меня подхватывали. Верили в меня, даже когда я сам в себя не верил. Когда думал, что после десятого подряд падения уже точно не получится лететь. Но все равно, когда я что- то новое делаю, у меня всегда страх, — получится или нет? Можно подняться выше, но понимаешь, что падать будет больнее. Всегда думаешь, — оно тебе точно надо?
– И что в итоге?
– Идешь вперед. Чтобы не было потом мучительно больно за бесцельно прожитые годы.
Лада ГЛЫБИНА
Фото PortoFranko