«Положено знать только узкому кругу лиц»: музейный корабль Владивостока хранит тайны
«Красный вымпел» — это тот самый знаменитый корабль-музей , который видел каждый житель и гость Владивостока. Пришвартованный на Корабельной набережной, он притягивает к себе взгляды. Однако мало кто знает замечательную историю этого первого музейного корабля Владивостока, построенного и спущенного на воду ещё до Великой Октябрьской социалистической революции 1917-го года.
Начнем с того, что построен корабль был в 1911 году, по заказу российского правительства в Финляндии, в г. Або, на заводе фирмы «Братья Крейтон и Ко» . Корабль строили для нужд генерал-губернатора Камчатской области. Назвали судно — «Адмирал Завойко», в честь первого военного губернатора Камчатки Василия Степановича Завойко. Того самого, кто организовал героическую оборону Петропавловска-Камчатского, закончившегося полным разгромом англо-французской эскадры в 1852 году.
В августе 1911 года корабль прибыл на Камчатку, и стал использоваться в качестве посыльного и пассажирского судна. Во время Первой мировой войны подчинялся Военному ведомству, хотя непосредственно в сражениях не участвовал.
После Октябрьской революции, 29 ноября 1917 года, революционные матросы «Завойко» в первый раз подняли на судне красный флаг. Однако не долго музыка играла — в июне 1918 года корабль был захвачен белогвардейцами.
Но уже в январе 1921 года его отбили войска Дальневосточной республики, и включили в состав Сибирской военной флотилии.
Во время контрреволюционного переворота во Владивостоке в мае 1921 года «Адмирал Завойко» находился в Петропавловске-Камчатском, куда яхта перевозила боеприпасы для местного военно-революционного комитета. Узнав о перевороте, экипаж принял решение эвакуироваться в Шанхай, где судно затаилось на целых два года.
Когда белая армия покинула Владивосток, встал вопрос о возвращении корабля.
И вот, 24 января 1923 года на корабле был поднят военно-морской флаг СССР, а два месяца спустя он прибыл в родную гавань — бухту Золотой Рог. Уже в марте он был переведен в класс сторожевых кораблей и переименован в «Красный вымпел».
Потом начались трудовые будни в стране Советов. До 1925 года корабль был в распоряжении штаба Охотско-Якутской военной экспедиции. Работы у «Красного вымпела» было невпроворот: конвоировал транспорты, боролся с контрабандистами и браконьерами, вылавливал остатки белогвардейцев в глухих уголках побережья.
В 1932 году «Красный Вымпел» стал первым кораблём, зачисленным в Морские силы Дальнего Востока, позже переименованные в Тихоокеанский флот.
В 1935 году корабль стал базой для подводных лодок. В 1937 — зачислен в состав дивизиона сторожевых кораблей. До 1940 года сторожевик проходил капремонт, после чего стал учебным судном ТОВВМУ.
В годы Великой Отечественной «Красный вымпел» занимался прокладкой подводных кабелей связи и обеспечивал стоянку подводных лодок. В 1943 корабль стал первой гидроакустической станцией ТОФ.
После того, как в августе 1945 года СССР вступил в войну против империалистической Японии, корабль перевозит боеприпасы и принимает участие в разминировании портов в Корее. Что интересно, в этих водах экипажу «Красного Вымпела» пришлось столкнуться с новейшими по тем временам гидроакустическими минами, для обезвреживания которых пришлось разрабатывать новые способы траления и извлечения их на поверхность. Как итог, 23 члена экипажа «Красного Вымпела» были награждены орденами и медалями.
Чем именно занимался «Красный вымпел» после 1945 года, — история умалчивает. Судя по всему, выполнял специальные гидрографические работы, о которых положено знать только узкому круг лиц.
24 апреля 2014 года корабль-музей покинул Корабельную набережную во Владивостоке для производства планового докового ремонта в рамках Гособоронзаказа от Министерства обороны РФ.
«Красный вымпел» был поставлен на ремонт в док № 54 ОАО «Центр судоремонта „Дальзавод“», где его корпус очистили от слоя ракушек и ила и провели к дефектовку.
31 июля 2014 года «Красный вымпел» вернулся на Корабельную набережную Владивостока, на свою вечную стоянку.
Ян БАБАЕВ
Материал подготовлен в рамках проекта «Знаешь историю — понимаешь настоящее»