«Абсолютно людоедский кодекс». Отправить туда, куда ушло прошлое правительство
«Репрессивной машиной для дополнительных поборов с населения» назвал проект нового КоАП РФ, подготовленный Минюстом, секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак. Документ предполагает, в частности, радикальное ужесточение наказаний для водителей. С мнением партийного функционера солидарны независимые эксперты и правозащитники. В «Синих ведерках» кодекс сочли и вовсе «людоедским». Глава комитета Госдумы по госстроительству и законности Павел Крашеннников отметил, что законопроект едва ли будет поддержан парламентом.
Проекты нового КоАП и процессуального КоАП, разработанные Минюстом по поручению экс-премьера Дмитрия Медведева, опубликованы на Regulation.gov.ru. Как уточняет «Коммерсант», оба документа должны вступить в силу с 1 января 2021 года, но в Госдуму пока не вносились. Значительный блок изменений напрямую затрагивает интересы автомобилистов.
Водителей, в частности, ждет ужесточение наказание за нарушение скоростного режима. Штраф за превышение на 20–40 км/ч возрастет с 500 до 3 тыс. руб., за превышение на 40–60 км/ч — с 1–1,5 тыс. до 4 тыс. руб. Самая жесткая санкция — штраф 5 тыс. руб. или лишение прав до полугода — будет применяться уже при превышении на 60 км/ч (сейчас — при 80 км/ч). За повторное превышение скорости будет назначаться штраф 10 тыс. руб. с лишением прав. За отказ от освидетельствования штраф поднимется с 30 тыс. до 40 тыс. руб., срок лишения прав для нетрезвых водителей — с двух до трех лет. Впервые вводится наказание для нетрезвых водителей за вождение с ребенком в возрасте до 16 лет в качестве пассажира — 50 тыс. руб. штрафа и лишение прав на срок до трех лет. Машину пьяного водителя отдадут со штрафстоянки за залог в 30 тыс. руб.
Новый кодекс содержит много «точечных» ужесточений: штраф за управление автомобилем без ОСАГО вырастет с 800 до 1 тыс. руб, без автокресла — с 3 тыс. до 5 тыс. руб. За пересечение железнодорожного переезда на красный сигнал светофора санкция вырастет с 1 тыс. до 5 тыс. руб. Впервые вводится штраф 5 тыс. руб. за «опасное вождение» (это понятие было введено в ПДД в 2016 году).
Срок давности привлечения к ответственности увеличивается с двух месяцев до года. За отказ остановится после «неоднократного» требования полиции, при попытках скрыться и при угрозе жизни и здоровью граждан можно будет лишиться прав на срок до трех лет.
Впервые вводится накопительная система нарушений: водителя смогут лишить прав на срок до полутора лет в случае, если он в течение года совершил три нарушения из «закрытого» перечня, к примеру, превысил скорость на 60 км/ч, не уступил дорогу пешеходу, проехал на красный свет. В новой системе будут учитываться только нарушения, зафиксированные инспекторами (но не камерами). У полиции появится также возможность конфисковать авто в ряде случаев.
Документ жестко раскритиковали в Госдуме.
— Мы видим преимущественно ужесточение репрессивных механизмов,— заявил секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак.— Закон нужен для профилактики правонарушений, а не для создания репрессивной машины или дополнительных поборов с населения. Основные его положения нужно обязательно обсудить с людьми и по результатам доработать.
— Проект противоречит ориентирам, обозначенным президентом в послании Федеральному собранию,— заявил глава комитета Госдумы по госстроительству и законности Павел Крашеннников.— Особенно вызывает недоумение сильное увеличение штрафов за нарушение ПДД, предложение ввести накопительную систему нарушений в этой сфере, а также меры, связанные с возможностью конфискации автомобиля в пользу государства.
Господин Крашенинников назвал документ «сырым, который вряд ли может быть принят». Решение об увеличении штрафа за превышение скорости с 500 до 3 тыс. руб. «ничем не мотировано», добавил первый зампред комитета Вячеслав Лысаков.
— Это выглядит просто как откровенная попытка залезть в карман автомобилистам,— заявил он.
ЛДПР также новый кодекс не поддержала: зампред фракции Ярослав Нилов заявил, что планируемое увеличение штрафов за скорости «антисоциально и оторвано от реальности».
— Дальнейшее «удушение» и без того не шикующих граждан безумными штрафами неминуемо вызовет шквал критики в адрес правительства, — предупредил он.
Представители общественных организаций отреагировали еще более эмоционально. Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов назвал документ «абсолютно людоедским».
— Категорически возмущен. Штрафная нагрузка на водителей увеличивается до шести раз,— обратил внимание он.— И это при том, что власти планируют до 2024 года вдвое увеличить число камер. Нам говорят «вы не нарушайте — не будет штрафов», но камеры стоят как ловушки.
Предложенная версия КоАП РФ показывает, насколько авторы документа «далеки от понимания реальной ситуации в стране», добавляет вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
— 3 тыс. руб. за превышение скорости — это вполне европейский уровень штрафов при средней по стране африканской зарплате,— говорит он.— Новая система штрафов вполне способна стать большим бременем для автовладельцев, чем транспортный налог и даже цены на топливо. Надеюсь, у депутатов хватит благоразумия отправить этот проект туда же, куда ушло прошлое правительство.
В Минюсте, отвечая на критику, лишь пояснили, что ужесточение наказание для водителей при разработке КоАП РФ были предложены МВД.
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА (из архива)