«Почему творится такое?»: правда о ремонте дорог – от главного подрядчика
Дорожное строительство – это вечная точка кипения для жителей Приморья. Проблем в этой отрасли действительно хватает. Перца добавляет вечно дождливая летняя приморская погода, — а ведь именно на этот сезон запланирован основной объем работ, а люди в это время едут отдыхать, и возникают вопросы, мягко говоря. Только недавно губернатор Кожемяко, проехав по Хасанской трассе, пришел в негодование, и пообещал уволить руководителя филиала «Примавтодора» в Хасанском районе региона из-за его неспособности справиться с обязанностями.
Мы встретились с Иваном Зайченко, подрядчиком регионального Минтранса, гендиректором АО «Спецсу», и попросили его рассказать о том, что происходит в ремонте дорог Приморья.
— Сразу хочу задать Вам вопрос про направление, о котором много говорят: Раздольное-Хасан. Расскажите о ситуации подробнее?
— Насчёт дороги Раздольное-Хасан к нам было очень много нареканий, мы замечания все приняли. Причина была в том, что после затяжных дождей дорога размылась. Но, получив большую долю негатива, я сам лично, вместе с министром транспорта, выехал на место. Мы осмотрели, сразу всё оценили, там было очень плохо. После этого я добавил туда дополнительное звено, каток. Там работают сейчас два грейдера, два катка, два экскаватора, один бульдозер и асфальтоукладочный комплекс полностью. И я думаю, что до конца месяца мы закроем оставшийся участок дороги, — там примерно километр остался. 3 км у нас уже покрыто асфальтом. Проблема сегодня в том, что люди начинают «гонять». Хотелось бы попросить быть максимально осторожными на трассе, — потому что там работают люди, техника. Когда делается комплексный ремонт, — это работа и по водоотводу, и по замене земного полотна. Это целый процесс, чтобы заменить полностью всё дорожное полотно на большом участке в период после прохождения осадков. По контракту завершение работ у нас уже в октябре. В августе планируем закончить нижний слой асфальтобетона, соответственно, проезд будет комфортный.
— Вы говорите, что реакция пошла только после негативных отзывов. А почему раньше не смогли отреагировать?
— Негативные отзывы пошли после того, как дорога разбилась, а это произошло, когда пошли дожди, то есть, в любом случае, всему виной обстоятельства. Скажу вам честно, когда сам проехал, мне было стыдно за дорогу. Я своим сотрудникам сказал: это наша честь, мы должны её отбить обратно. Важно, чтобы люди увидели, что мы не просто компания, которая пришла и ушла, разгильдяйски всё бросив. Мы должны вернуть своё имя.
— Напомню, Иван Олегович, похожая ситуация была у вас и на улице Давыдова, вы там работали по нацпроекту. Положили асфальт, но прошли дожди, дорогу размыло, и после вы даже в своём телеграм-канале писали, — какая обидная ситуация, и как постараетесь всё исправить, чтобы вернуть своё честное имя.
— Да, нам приходили сообщения, в которых нас обвиняли в некачественной работе, но в целом там неверно интерпретировали. Пришёл ответ из прокуратуры. Прокуратура подтвердила, что работы выполнены качественно. Как специалист, могу рассказать, что там произошло. Речь шла об участке в самом конце дороги, — то есть всё, что построили, всё выстояло, выдержало дождь. Но в самом низу находился большой коллектор, который собирает сточные воды со всего района, и в результате больших паводковых вод в него набилось очень много мусора. Мы доставали в яме и покрышки, и тряпки, чего там только не было. Потом в результате засорения произошёл гидроудар, подняло плиту, и под плитой пошла вода. Оттуда она попала под асфальтовое покрытие, и это характерно видно по тем участкам, где было разрушение: они пошли исключительно от этого коллектора. Думаю, органы разберутся в этом всём, выставят объективную оценку. Мы в своём качестве как не сомневались, так и не сомневаемся.
— Хорошо, переходим к другим объектам. Улицы Шуйская, Волжская, за Иллюзионом, плюс там же мост, улицы Толстого, Нейбута и улица Калинина — тоже ваши объекты. Расскажите, на какой стадии там сейчас находится строительство.
— На Шуйской и Волжской мы завершили строительство мостовых сооружений, и завершили работы по основному проезду и тротуарам по улице Шуйской. В настоящее время мы работаем от моста в сторону Столетия по улице Волжской. Сегодня мы закончили разборку существующей дороги, засыпали её песочно-щебеночным покрытием. К концу недели планируем закатать в асфальт.
Естественно, есть проблемы. Но мы слышим иногда претензии, — почему так долго строим мост? На самом деле мы приступили к работам на нем в феврале, закончили их в прошлом месяце, то есть, полностью уже подключили мост. Соответственно, сейчас по нему уже ездят.
Конечно, сложности всё равно есть. Очень стеснённые условия, и, соответственно, там работаем по реверсу, чтобы не напрягать автомобилистов. Но я думаю, к середине августа там будет вполне комфортный проезд, который останется только обустроить, надстраивать барьерное ограждение. Кстати, приступили к установке освещения уже на объекте. Конечно, мы сильно хотели построить его раньше, но некоторые моменты нам этого не позволили. В частности, на берегу, в русле было запланировано крепление камнем, габионами, непосредственно работа в воде — это очень тяжело. Когда идут дожди и поднимается вода, там это сделать просто невозможно. Но в контрактные сроки мы укладываемся.
— Ещё важные артерии – это Нейбута, Калинина и Толстого. Что там?
— Все эти улицы уже находятся в заключительной стадии ремонта. То есть, там уже уложен тротуар, установлены бордюрные камни, даже установлено освещение. Положен внешний слой покрытия, даже нанесена разметка. А сейчас мы заканчиваем уже последние работы и будем ждать замечаний от заказчика, от общественных наблюдателей. Потом мы будем их доблестно устранять, и, соответственно, вводить дороги в эксплуатацию.
— Вопрос от жителей, которые обращаются в Центр управления регионом: когда же, наконец, сделают дорогу на Шамору, и можно будет ехать отдыхать в бухту Лазурная без пробок?
— У нас там два участка в работе: подъезд к бухте Лазурная и дорога Владивосток – Артём. Оба являются подъездами к Шаморе, просто один со стороны Артема, другой со стороны улицы Маковского. В этом году столкнулись с тем, что после прохождения весеннего периода техническое задание, которое было составлено до заключения контракта, и фактические сметы работ очень сильно стали отличаться. Очень много новых дефектов, объёмы работы возросли в разы.
В связи с этим мы с министерством транспорта провели большую работу, полностью переработали ведомость объема работ, и, соответственно, техническое задание к контракту. Опыт-то уже позволяет это делать, мы понимаем, что, в принципе, нужно. Но дожди внесли коррективы. В связи с чем всё-таки было принято решение, что мы будем мониторить движение транспорта и потихонечку, не мешая отдыхающим, работать, когда это позволяет обстановка.
К сожалению, получилось так, что планировали работать в выходные только ночью и, соответственно, работать в будние дни. Но практика показала, что днём это нереально делать: когда хорошая погода, движение транспорта очень большое. В этом году туристов очень много. Поэтому принято решение, что мы работаем только ночью, когда пробок нет.
Движение, на самом деле, затруднено не только из-за нас, — в принципе транспорта очень много. Туда движется очень много машин, и вот даже были случаи, когда нас там не было вообще, всё равно пробки были, мы их тоже мониторили. Повторюсь, мы не можем остановиться сейчас по простой причине: мы все хотим новую хорошую дорогу, но чтобы ее сделать, надо вскрыть это всё полотно, его заменить и, соответственно, сделать слои дорожной одежды.
Объем вырос, 2 месяца мы простояли, если сейчас будем стоять и ждать, мы просто не успеем выполнить эти работы. Поэтому приносим свои извинения, будем стараться делать максимально комфортно. Я лично мониторю ситуацию по этой дороге. Если видим, что собирается пробка, мы сразу закрываем то, что раскопали, и просто уходим оттуда, чтобы никому не мешать. Но по срокам мы должны всё-таки работы полностью выполнить, должны сделать там 5 км, и закончить все до октября.
— Сейчас давайте поговорим про ремонт мостов, их у вас пять, важных, стратегических. Вот, например, мост через Петровку на подъезде к Большому Камню, — достаточно солидный объект. Как обстоят дела на ремонте этой важной приморской артерии?
— Там мы тоже мониторим ситуацию. Пробка там, на самом деле, не только из-за нас, — ещё вмешивается светофор, который разбивает движение. Важно отметить, что до конца месяца в плане завершить полностью мостовое сооружение, и закрыть его асфальтом. То есть, в начале сентября мы планируем сделать хотя бы временно небольшие участки подходов, заасфальтировать и запустить движение. Это сразу очень сильно разгрузит трафик. Срок окончания контракта у нас конец октября, и к этому моменту мы планируем полностью мост закончить, с подходами, со всем.
— Мост через реку Шкотовка, — он в каком состоянии?
— Там проблем больших нет. Сдача в следующем году. Там довольно-таки большой объем по бурению. Мост строится по новому направлению, то есть, там не надо делать объезды. Построили новый мост, запустили по нему движение, и потом уже разбираем старый. Зимой мы планируем там работать по подходом и собирательным конструкциям, — в будущем году сдадим.
— Еще один мост через реку Суходол в Шкотовском районе и в районе села Романовка, он как рухнул, когда по нему двигалась машина. Это же ваш объект?
— На этом объекте мы тоже производим работы, в настоящее время запланировано до конца года сделать объездную дорогу, перепустить по ней движение, приступить к разборке моста и бурению. Чтобы, когда уже выйдем из бурения, просто сразу смонтировать все конструкции и заниматься уже непосредственно работами по обустройству мостового сооружения.
— Кстати, о том, что вы работаете динамично, есть ярки пример, — мост через Царевку сдали раньше сроков. Для вас это было событие?
— На самом деле, этот контрактный проект мне очень понравился, он был практически без проблем. Мост мы уже запустили, там осталось буквально работы закончить по разметке, и, в принципе, все. Мостик мне очень понравился, очень хороший мостик. Надеюсь, что жители оценили.
— Но ведь не все проекты такие. Есть же какие-то нюансы, которые вам не нравятся?
— Нюансы есть, работа тяжелая, потому что многое зависит от обстоятельств. Это и погода, это и заказчики, это и человеческий фактор, и форс-мажоры. Здесь же и от поставок работа зависит. Бывает, кадров не хватает, мы работаем, стараемся учить и привлекать сотрудников с Запада, с других регионов Дальнего Востока, предоставляем жильё, питание.
Проблем много, но мы ежедневно над ними работаем, какие-то меры принимаем, стараемся. Я сам иногда сажусь и сметы считаю когда я вижу, что загрузка у людей такая, что они уже не могут просто сами это сделать. Но такая наша участь. Наша задача в том, чтобы дороги строились, чтобы людям было комфортно ездить. Надо ее выполнять.
Отметим, что, по словам Губернатора Приморского края Олега Кожемяко, транспорт и дорожное строительство являются одними из основных векторов развития региона. Вопросы развития дорожной сети решаются системно. Ежегодно в регионе ведутся ремонт и реконструкция важнейших транспортных артерий сразу по нескольким программам: нацпроекту «Безопасные качественные дороги», краевой профильной программе, с помощью муниципальных средств.
За последние пять лет в крае построено и реконструировано порядка 40 километров новых трасс, восстановлено более 720 километров региональных дорог. В этом году дорожники продолжат работать, не сбавляя темпов. Упор будет сделан на возведение мостов. Только в рамках национального проекта «БКД» мостостроители отремонтируют 15 сооружений на краевых дорогах.
Анна БЫСТРОВА