«Клад до сих пор не найден»: Де Фриз закопал драгоценности в могилу красавицы
В дни, когда Владивосток празднует очередную годовщину со дня основания, грех не вспомнить тех, кто одними из первых прибыл на окраину Российской империи, в богом забытый город, и приложил все силы для того, чтобы порт Владивосток стал форпостом страны на Тихом океане. Один из таких людей — Джон Корнелиус Де-Фриз, прибывший с семьей во Владивосток в 1865 году. С именем этого человека связаны легенды. Итак, что вы знаете про курган с могилой красавицы, аллею любви, клад, зарытый в том кургане , которые искали и до сих пор ищут одержимые кладоискатели?
Де Фриз был то ли француз, то ли немец, то ли голландец. Исследователи расходятся во мнениях. Своим основным местом жительства он избрал полуостров, вдающийся в Амурский залив в его северной части.
Джон Корнелиус был сыном моряка, и сам моряк, в прошлой жизни. До приезда на край земли.,во Владивосток, он был добропорядочным семьянином, в 27 лет уже капитаном судна, перевозившего товары между Европой и Америкой. И вот однажды корабль пришел в Нью-Йорк, а там – она. Англичанка Элизабет.
Де Фриз втрескался по уши, более того — женился! В Америке.
Забыв про жену в Германии и двух малолетних дочерей. Что тут было делать, кроме того, чтобы сбежать с милой на край света? Можно было в джунгли Амазонии, но Де Фриз выбрал еще дальше – Дальний Восток России.
Делов –то было всего нечего: заменить имя в документах с Йенсона на Джеймса, и – вперед! Элизабет, к слову, пока в Нью-Йорке осталась. Там как раз сын родился. Куда с ребенком в дикую Россию, к тиграм, медведям, в леса к хунхузам? К слову, тогда это все было чистой правдой. Хунхузы и тигры, особенно.
Сначала Де Фриз доехал до Амура. Начал заниматься коммерцией в Николаевске-на Амуре. Дела пошли прекрасно, скоро приобрел пароходик «Адмирал Казакевич», грузы возил. Через пару лет принял российское подданство. Заслужил звание купца второй гильдии, и решил махнуть во Владивосток.
Жена приехала, сынишку привезла, дом надо было строить. Сказано- сделано. Попросил Де Фриз земли у властей российский. Мол, дайте на бедность активному предпринимателю иностранных кровей. Отработаю!
И дали ведь! Выдали землицы в городе: целых восемь участков. В том числе, в том самом месте, где сегодня ГУМ стоит, — вот там стояла торговая лавка Де Фриза и дом, где он жил с семьей, по соседству. Потом наследники это место продали под торговый дом Кунсту и Альберсту за бешеные деньжищи…
Цены участков были тогда бросовые: три копейки за квадратную сажень, то есть, каждый участок обошелся в двадцать- тридцать рублей. Разрешили также вести хозяйство на том самом полуострове, который носит сегодня имя Де Фриз. Мол, занимайся, мил человек, и ни в чем себе не отказывай.
На полуострове де Фриз хозяйство развел, молочные фермы, сыр делал, творог, в городе успешно продавал. Правда, потом надоело бравому капитану коровам хвосты крутить, понял он, что в самом Владивостоке коммерция идет куда как успешнее.
А, может быть, его тянуло во Владивосток по другой причине…
И тут мы от фактов биографии переходим к легендам, которые ведь возникли же на какой –то почве.
Нет дыма без огня, и существует же в реальности сосновая аллея любви, высаженная, как говорят, лично Де Фризом на рукотворном кургане, на котором находится могила женщины.
А еще говорят, что на этом кургане де Фриз зарыл сокровища, принадлежавшие красавице. И поэтому курган тот копан –перекопан вдоль и поперек, а только не нашли ничего. Здесь уместно слово- пока!
Кто она была? Существуют две версии. Первая – очень грустная, отсылающая к психоаналитикам.
Якобы, на кургане похоронена утонувшая дочь Де Фриза, которая в возрасте 25 лет влюбилась в рыбака — браконьера, отец категорически противился браку, и сдал рыбака в рекруты , то бишь в солдаты. А это- 25 лет службы, и папа не горюй. Рассказывают, дочка на этом фоне бросилась в море со скалы.
И все бы хорошо, вернее, все плохо, но вот с дочками у Де Фриза во Владивостоке проблемы были. Дочки у первой жены остались, брошенной. От Элизабет только сын Вильямс и был. В лавке у отца продавцом работал. О есть версию с дочерью можно смело вычеркивать.
А вот версия о молодой любовнице, утонувшей во время шторма на корабле, лично мне нравится гораздо больше. И тогда совершенно понятна и аллея любви, и курган, и похороненные рядом с любимой сокровища.
Могли все же в давешние времена мужчины широкие жесты делать.
Сам Де Фриз дожил до 71 года и помер от сердечного приступа. Похоронен где-то в Покровском парке. А вот где — мы, наверное, уже никогда не узнаем.
На кургане, где, по преданию, Де Фриз закопал драгоценности, следы кладоискательства видны по всей поверхности кургана. Но клад до сих пор не найден.
Лада ГЛЫБИНА