«Банк вернет деньги клиенту»: станет спасением — 25 июля защита заработала
Мошенники обманывают граждан на колоссальные суммы. Людей предупреждают по всем СМИ, однако толку нет. Только в Приморье за прошлый год граждане подарили злоумышленникам свыше миллиарда. По данным ЦБ РФ, в I квартале 2024 года мошенники похитили у россиян 4,3 млрд рублей — на 400 млн рублей больше, чем в IV квартале 2023 года. Эта ситуация давно уже стала проблемой государственной. С 25 июля 2024 года финансовые организации должны проверять все переводы клиентов и блокировать операции с признаками мошенничества.
В прошлом году в закон «О национальной платежной системе» были внесены изменения, согласно которым банки обязаны проверять переводы на наличие признаков операции, совершаемой без добровольного согласия клиента.
О дополнительных инструментах защиты клиентов рассказывает аналитик-эксперт Банки.ру Эряния Бочкина.
При проведении перевода финансовая организация должна сверяться со списком признаков мошеннических операций и при наличии хотя бы одного из них блокировать сомнительную операцию. Затем банк должен связаться с клиентом и уточнить, добровольно ли он осуществил отправку денег.
У клиента есть два дня на отзыв платежа. Если отправитель утверждает, что добровольно перевел средства, финансовое учреждение размораживает операцию, в противном случае — возвращает деньги на счет клиента.
Средства на счет клиента будут возвращены и в том случае, если банку не удастся связаться с отправителем и получить от него подтверждение операции, добавляет Бочкина.
Вот какие переводы, по данным ЦБ, имеют признаки мошеннических:
* счет получателя находится в реестре ЦБ «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента» (это база Центробанка, в которой содержится информация о банковских клиентах, замеченных в подозрительных операциях);
*счет получателя использовался для мошеннических операций по данным антифрод-систем банков (в этом случае платеж будет заморожен, даже если счет не фигурирует в реестре мошенников ЦБ);
*операция осуществляется с устройства, которое ранее использовалось мошенниками;
*получатель перевода является фигурантом уголовного дела;
*нетипичный характер перевода (сумма операции, количество переводов, время проведения платежа);
*нетипичная телефонная активность клиента (если незадолго до совершения перевода отправитель вел продолжительные телефонные разговоры и получал много СМС-сообщений, особенно от незнакомых абонентов).
Что будет, если клиент перевел деньги мошенникам
Зависит от действий банка и клиента. Если кредитное учреждение заблокировало операцию, связалось с клиентом, но тот настоял, что отправил деньги добровольно, банк не обязан возвращать деньги.
И наоборот: если финансовая организация не зафиксировала подозрительный платеж, не связалась с клиентом и отправила деньги злоумышленникам, она будет обязана компенсировать всю сумму.
Чтобы получить возмещение, клиенту необходимо подать заявление в банк. Кредитное учреждение должно вернуть деньги в течение 30 дней (для трансграничных переводов срок увеличен вдвое — до 60 дней).
Что делать, если банк заблокировал легальный перевод, но не связывается с клиентом
Вероятно, под блокировку будут попадать операции, совершенные добровольно. Если банк заморозил платеж, но в течение продолжительного времени не связался с клиентом, а деньги нужно перевести как можно скорее, Эряния Бочкина рекомендует самостоятельно связаться с финансовой организацией и уточнить причины блокировки и подтвердить платеж. Сделать это можно в личном кабинете онлайн-банка или по телефону горячей линии (потребуется паспорт и кодовое слово).
В каком случае банк вернет деньги, переведенные мошенникам: кратко
*Если банк не заметил признак сомнительного перевода (нетипичный для клиента характер перевода; нетипичная для него телефонная активность; отправка платежа на сомнительный счет или счет, открытый на человека, в отношении которого возбуждено уголовное дело; перевод с устройства, принадлежавшего мошенникам).
*Если банк не заблокировал операцию и отправил деньги мошенникам.
*Если банк не связался с клиентом и не сообщил о сомнительном переводе.
Юрий МИХАЙЛОВ