«Авто все равно арестуют». ГИБДД начала масштабную «облаву» по всей стране
ГИБДД взялась за автовладельцев, на которых висит большое количество неоплаченных в течение двух последних лет штрафов: их отслеживают камеры, останавливают инспекторы, передают судебным приставам, а те арестовывают машины. К масштабной «облаве» Госавтоинспекция приступила совместно с Федеральной службой судебных приставов (ФССП).
ГИБДД вместе с ФССП приступили к тестированию новых способов борьбы со злостными неплательщиками штрафов, сообщили в Госавтоинспекции МВД России. Усиление контроля за должниками произошло после ряда резонансных происшествий, в том числе и в Приморье, когда за рулем авто находится водитель, у которого уже накопилось множество штрафов за превышение скорости.
Гражданам, напомним, отведено законодательством 10 дней на обжалование и 60 дней — на оплату постановления, срок давности которого составляет два года с момента вступления в силу. В 2019 году 84% нарушителей оплатили штрафы в установленный срок. Затем ГИБДД направляет материалы по ст. 20.25 КоАП (неоплата штрафа в срок) в суд. Санкция — вплоть до административного ареста нарушителя. ФССП возбуждает исполнительное производство: для взыскания долга нарушителю может быть запрещен выезд за рубеж, ограничено действие прав и арестовано имущество. Арест автомобиля, а впоследствии его реализация с аукциона применяется при неоплате штрафов на сумму свыше 3 тыс. руб.
ГИБДД решила исключить злостных нарушителей из числа участников дорожного движения, предложив ФССП новые способы взаимодействия. Ведомство составило список самых злостных неплательщиков. Оказалось, что более 70 автомобилистов и 180 юрлиц по всей России имеют более 1 тыс. неоплаченных штрафов. Более 10 тыс. граждан и более 3 тыс. юрлиц не оплатили от 100 до 1 тыс. штрафов.
Камеры позволяют ГИБДД отслеживать их маршруты онлайн. Если водитель и автовладелец — одно лицо, на него оформляют материалы за неуплату. По возможности нарушителя доставляют сразу в суд, авто арестовывается приставами для реализации за долги. Оформление может занять один-два часа. Если водитель владельцем авто не является и долгов у него нет, его отпускают, но авто все равно арестуют.
Судебные приставы одновременно отрабатывают технологию, позволяющую их коллегам из регионов более оперативно обмениваться информацией. Это позволит сотрудникам ФССП одного субъекта федерации арестовать за долги машину в другом.
Теперь ряд должников, возможно, задумается о погашении, считает юрист, адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. Но риск, по его мнению, возникает, например, если гражданин не успел переоформить на себя купленную подержанную машину либо пользуется ей по доверенности: «Тогда машины можно лишиться за долги номинального собственника». В целом, говорит господин Радько, действия ГИБДД и ФССП подтверждают, что система автоматической фиксации «способна лишь выписывать штрафы»: «Реального контроля за их уплатой не существует».
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА