В клешнях 15 миллиардов. Глеб Франк не будет строить суда на Дальнем Востоке
«Русский краб» владельца Русской рыбопромышленной компании Глеба Франка построит десять краболовов стоимостью порядка 15 млрд руб. Контракт на семь судов-живовозов заключен с Онежским заводом ФГУП «Росморпорт», заказ на еще три краболова-процессора получила Окская судоверфь Владимира Лисина. Все суда будут работать на Дальнем Востоке, при этом компания не стала размещать ни одного заказа в регионе, ссылаясь на неготовность местных верфей его выполнить.
ГК «Русский краб», принадлежащая владельцу Русской рыбопромышленной компании Глебу Франку, договорилась о строительстве десяти краболовов в рамках разыгранных в октябре инвестиционных квот. Семь судов будут построены на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе ФГУП «Росморпорт» в Петрозаводске, еще три краболова — на Окской судоверфи Владимира Лисина в Нижегородской области. В компании уточнили, что суда будут построены с 2020 по 2024 год. Семь краболовов, которые строятся на Онежском ССЗ, предназначены для вылова и перевозки живого краба (живовозы), три других судна — краболовы-процессоры, оборудованные перерабатывающей фабрикой по производству сыромороженой и варено-мороженой продукции, пояснили в «Русском крабе». Там сообщили, что оценочная стоимость постройки среднесерийного судна составляет примерно 1,5 млрд руб. Проектантом судов выступит петербургская Damen Engineering.
ГК «Русский краб» получила на аукционах десять квот в Дальневосточном бассейне, эксперты оценивали ежегодный объем добычи в 10–12 тыс. тонн. При этом компания изначально рассчитывала на большее число квот и предварительно договорилась о строительстве более 20 судов, но в итоге не получила ни одного лота в Северном бассейне. При этом, получив квоты в Дальневосточном бассейне, компании обязаны обратиться к верфям региона с запросом условий о строительстве судов.
Как пояснили в «Русском крабе», ГК направляла запросы на дальневосточные верфи (по списку, сформированному Минпромторгом). Выбор верфи определялся экономической целесообразностью и оценкой финансового и технологического состояния, в том числе наличием необходимого оборудования, обеспеченностью финансовыми и трудовыми ресурсами, текущей загрузкой верфей и наличием релевантного опыта, пояснили в «Русском крабе». В итоге оптимально выглядят и удовлетворяют требованиям кредиторов Онежская и Окская верфи, заключили там. В Росрыболовстве сообщили, что пока не получали уведомлений от «Русского краба». В Минпромторге уточнили, что в рабочем порядке проводят мониторинг заказов, а обязательная передача судостроительных контрактов в Росрыболовство и оттуда в Минпромторг должна завершиться в установленные сроки до конца мая.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что предложенная судостроителями цена объективно низкая и сейчас недостижима для дальневосточных верфей, у которых убытки, большие долги и нет опыта серийного строительства не только краболовов, но и других видов гражданских судов. При этом контракты гарантируют загрузку Онежского завода и Окской судоверфи и открывают возможности привлекать дополнительные заказы на краболовы, заключает эксперт.
Фото Юрия СМИТЮКА (ТАСС)