«Дело – труба»: о ситуации с ремонтом теплотрасс – от первого лица
Замена тепловых сетей для жителей Владивостока в последние годы превратилась в очень острую тему. С одной стороны, все понимают, что трубы надо менять – без этого город дальше развиваться не может.
С другой стороны, сроки решения этой глобальной задачи вызывают вопросы, мягко говоря. Хотелось бы, чтобы ремонтники работали быстрее, и чтобы после раскопок в жилых микрорайонах немедленно выполнялось благоустройство. Эту злободневную тему мы решили обсудить с Романом Чернявским, заместителем главы Владивостока, который с ноября 2024 года курирует вопросы топливно-энергетического комплекса.
— Роман Владимирович, у вас должность — расстрельная. Как вы на это согласились? Бронежилет есть?
— Да, бронежилет есть! Какой? Это мой опыт работы на предыдущих местах. Так получилось, что я городское хозяйство знаю от и до. Имею полное право так сказать, потому что работу свою начинал с того, что по подвалам ходил, где трубы текли.
— Давайте про подвалы позже. Расскажите лучше, как вы до них дошли. Простите, но ваш внешний вид далек от специалиста по коммунальному хозяйству.
— Знаете, многие так считают. Добавлю – первые десять минут. Я типичный житель Владивостока. Отец – военный, так что я с четырех лет живу в нашем городе. Учился в 75 школе не Нерчинской, живу всё в том же районе, в обычном панельном крейсере. Долгое время работал в разных структурах, связанных с городским хозяйством, так что все проблемы городской коммуналки знаю отлично.
— Чтобы осознать масштаб проблемы, скажите, когда в городе начали прокладывать тепловые сети? Давно это было?
— Честно говоря, не погружался в исторические изыскания, но знаю, что старейшая ТЭЦ -1 Владивостока была построена в 1958 году. Вероятно, тогда и начали прокладывать первые трубы. То есть нашим городским трубам довольно много лет.

— Как бы вы оценили нашу ситуацию с тепловыми сетями сегодня? Все сильно плохо или уже более-менее выравнивается?
— Город растет, вслед за ним разрастаются сети. Нельзя сравнить сегодняшний Владивосток с тем, каким он был 20 лет назад. Растут новые дома — возникает дополнительная нагрузка.
В какой-то период в городе была резкая просадка — ремонт теплосетей практически не велся. Это как раз переходный момент в 2000-х годах — помните, когда были долгие отключения от тепла и света? Я это отлично помню – учился в школе, часто уроки делал при свечах. Для города это был очень тяжелый период.
Сейчас всё на порядок лучше. Безусловно, есть моменты. Но мы понимаем, куда мы идем, у нас есть план и, главное, есть деньги на его выполнение.
— Люди опять жалуются — город перекопан. Что скажете?
— Зимой мы не можем дом оставить надолго без отопления, потому что перемерзнут трубы. Именно лето — время капитальных ремонтных работ.
Я хотел бы сразу же сказать в защиту сотрудников, которые сейчас работают на территории Владивостока. Они такие же жители города и видят, что происходит.
Поверьте, там работают профессионалы. Они не специально затягивают устранение тех или иных порывов. Просто бывают сложности очень серьезного характера. Например, когда начинают копать, находят причину сбоя, а потом получается так, что на месте работ кто-то поставил гараж, запарковал машину, кто-то незаконно установил какой-то ларек или магазин. И ремонт тормозится на длительное время.

— То есть вы не можете взять и снести это все экскаватором?
— Нет, не можем. Это частная собственность, пусть даже и незаконно установленная. Безусловно, мы решаем эти вопросы в юридическом порядке, но на это уходит время. Вот недавний пример на улице Жигура – там ДКГ выполняет очень серьезную работу на теплосетях. Также были препятствия в виде частного бизнеса прямо над теплотрассой.
Глава Владивостока к этому вопросу очень трепетно относится. Безусловно, бизнес бизнесом, но зону территории тепловых сетей нужно строго охранять. Не ставить на ней детские площадки, песочницы. Ни в коем случае не застраивать какими-то павильонами, не разбивать там клумбы, и прочее.
Еще такие есть моменты. Какая-то организация заходит по ордеру выполнять те или иные работы, начинает работать экскаватором и случайно рвет кабельную линию или рушит теплотрассу. Под ударом сразу 20-30 домов. Порядка тысячи-двух тысяч жителей.
Мы сразу же получаем эту информацию, начинаем разбираться. Выявляем, находим, где порвали. Штрафуем компанию, но люди все равно страдают.
— Если говорит о ситуации с ремонтом тепловых сетей, больше всего вопросов у людей, почему так медленно ремонтируют?
— Я с вами не соглашусь. Понимаете, если бы у нас было, к примеру, 20 километров тепловых сетей, одна прямая дорога и ровная поверхность, я бы сказал — да, долго.
Однако играют свою роль наш ландшафт и наша колоссальная протяженность тепловых сетей. Во Владивостоке это практически полторы тысячи километров! Как до Хабаровска и обратно, если прокатиться на машине.
Я вам хочу сказать, это очень большой объем. По нашим сопкам это особенно сложно. Где-то сети находятся на глубине пяти метров, где-то двух, где-то еще глубже, потому что наш ландшафт такой.
А еще давайте вспомним, сколько километров в каждой сетевой организации? У нас есть ДГК — это основные магистральные сети, там около двухсот километров сетей большого диаметра, от 500 до 1000-1200. Если мы говорим про ВПЭС, это наше муниципальное предприятие, у него находится около 1050 километров сетей.
Вы представляете объем? Этот момент надо понимать.
Когда ты перекладываешь одну большую трубу, и она по прямой, здесь всё четко и понятно. Но когда ты работаешь по «веткам», особенно которые в лотках и которые спрятаны где-нибудь под гаражами или под скалой, здесь приходится очень тяжело.

— Роман Владимирович, у всех в памяти тот взрыв негодования, когда тепловики раскопали сети в Первомайском, части Фрунзенского района, в районе больницы на Садовой, на Океанском проспекте, и всё это бросили без благоустройства в зиму. Наверное, все-таки так не надо поступать?
— Да, я знаю про эту ситуацию. Хотя меня на тот момент еще не было в моей нынешней должности, камни в мой адрес оттуда все еще долетают. И весь негатив, который идет по поводу благоустройства, я получаю на свой личный счет.
Я специально поднимал документы — хотел разобраться, что там произошло. К сожалению, когда начали копать, там оказалось очень много и бесхозных сетей, и брошенных сетей. И сетей, над которыми стояли гаражи и детские площадки. Пришлось все это вскрывать, убирать. Это очень затормозило работы.
Ее раз хочу подчеркнуть – никаких детских площадок или других объектов над теплотрассами быть не должно!
— Недавно вы очень быстро переложили сети в самом центре города, на Мордовцева. Как вам это удалось?
— Действительно, сделали с опережением графика. Лично курировал этот вопрос. Там будет красивая пешеходная зона, но вы не представляете, сколько там было сетей под землей!
Это и тепло, и водоснабжение, и кабельные линии, и плюс еще провайдеры. Пришлось работать в очень жестком ритме, мы за три недели сделали колоссальный объем. Я выезжал каждый день. Мы проводили три совещания подряд перед тем, как начинать.
Сейчас на Семеновской перекопано, напротив «Родины». Этот вопрос тоже на личном контроле, постараемся за 2−3 недели все выполнить. ВЭФ на пороге!

— Уже объявлено о грядущем ремонте сетей и перекрытии дороги в районе Школьной. Звучит пугающе, честно говоря. Расскажите о ситуации подробнее?
— Да, мы выходим на рынок на Школьной. В районе 15 -17 августа ДГК закрывает там движение, пройдет масштабная перекладка сетей. В этом районе проходит большая труба — «тысячка», надо ее менять.
Обещаю, что на это будут брошены все силы. Рабочие будут трудиться в несколько смен. Конечно, первый вопрос – как будут люди добираться? Мы уже сейчас к этому готовимся. Транспорт будем пускать по 40 лет ВЛКСМ, Вилкова, Фадеева.
— Скажите, а сколько лет нужно, чтобы всё поменять? То есть, чтобы город был прямо как конфетка?
— Для меня сейчас вопрос номер один — поменять как можно больше труб. Мы до 2021 года меняли в летний период в среднем по 17 км сетей. В 2022-м сделали 19 километров. Дальше — больше. В 2023 году — 44 км, в 2024 году удалось поменять 46 км. Это был настоящий рывок. Нам тогда удалось получить на это деньги из Фонда национального благосостояния. Чуть больше двух с половиной миллиардов.
— А вот в этом году сколько километров труб будет меняться?
— В этом году существенно меньше. Но я готовлюсь к следующему году, 2026. В этом году главная задача — готовить проекты. Благо, в совокупности край и город на эти цели выделили около 110 миллионов рублей. Это чисто на проектирование тепловых сетей. Никто никогда не тратил на эти работы такие деньги! А это очень важно. Потому что как только будут готовы проекты, мы с ними на следующий год можем заходить в край за финансированием.
И не только в край. Любые деньги где-то появляются, будь то Федерация, Минвостокразвития или любой другой источник, а у нас уже есть проекты, прошедшие экспертизу. Это очень важно.
В итоге, вложение ста миллионов в проектирование принесет городу на выходе в виде финансирования работ два-три миллиарда. В конечном итоге это будет очень серьезный толчок городу в строительстве.
— Роман Владимирович, передаю вопрос от читателей: вы не думаете поменять узбекских работников на северных корейцев? Есть мнение, что темпы работ ускорятся.
— Администрация Владивостока сможет привлекать их только в том случае, если они будут иметь гражданство Российской Федерации. Но коммерсанты, которые участвуют в тендерах и выиграют, могут привлекать кого угодно. У нас возражений нет.
Лада ГЛЫБИНА

