Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

«И еще квартиру тут дали»: бурят из Хабаровска покорил Владивосток

Рубрика: Столица ДВ
18.10.2025

От случайной пробной тренировки до победы на международных соревнованиям — история  лучника Зоригто Сойжинова, который нашел свое призвание благодаря сестре и… скуке летнего дня.

Путь нашего гостя был полон неожиданных поворотов. Сегодня он возглавляет сборную Приморья по стрельбе из лука и знает, почему взрывным детям сложно в этом спорте, как плохое зрение может помочь и сколько стоит начать заниматься.

О том, что общего у современных луков с традиционными, как гены влияют на меткость и почему во Владивосток его привела победа в Китае, Зоригто Сойжинов рассказал в нашем интервью.

***

— Расскажите, как вы пришли в стрельбу из лука? С чего все началось?

— Это забавная история. Всё детство и юность я прожил в Хабаровске, до 27 лет, и занимался легкой атлетикой. А моя двоюродная сестра — мастер спорта по стрельбе из лука. Как-то летом, после школы, она приехала поступать в Академию физкультуры, и родители спросили: «А что, у вас там и лук есть? Иди попробуй!» Я пошел — и так с тех пор и остался в этом виде спорта.

— Вы по национальности бурят. Многие связывают успех в этом виде спорта с генетикой. Это так?

— (Смеется). Все об этом говорят. Конечно, у бурят есть три основных, исторических вида спорта: борьба, стрельба из лука и конные скачки. Возможно, гены и играют какую-то роль, но я убежден, что главное — это упорство и труд. Без ежедневных тренировок никакая генетика не поможет.

— А кем были ваши родители? Они тоже спортсмены?

— Нет, у меня вся семья — педагоги. Мама — профессор, возглавляет кафедру в ТОГУ в Хабаровске. Отец, к сожалению, уже ушел из жизни, был преподавателем в железнодорожном колледже.

— А в роду были необычные люди? Может, известные воины или охотники?

— Да, в нашем роду есть уникальный человек. Наш троюродный брат в 16 лет уехал в Индию, чтобы изучать буддизм. Стал монахом и достиг очень высокого духовного сана. Это было для нас большим открытием. Мы сами — буддисты, с рождения. Сначала это была просто семейная традиция, а примерно с 20 лет я уже пришел к этому осознанно.

— Что вас, как спортсмена, привлекает в луке больше всего?

— Во-первых, соревнования. Мне нравится наблюдать, как люди раскрываются в условиях стресса. Лук — это просто инструмент, а самое интересное — это психика спортсмена. Во-вторых, мне доставляет удовольствие техническая сторона — подгонка лука. Его можно настроить под конкретного человека, как тонкий инструмент, и это целая наука.

— А как устроен современный лук? Это уже не просто дерево и тетива?

— Конечно! Технологии ушли далеко вперед. Сейчас это современные «игрушки» из карбона и композитных материалов. Идут постоянные исследования, чтобы увеличить скорость и дальность полета стрелы. Но парадокс в том, что сейчас набирает огромную популярность как раз традиционный лук. Народы России — буряты, тувинцы, якуты — возвращаются к своим корням. Они берут за основу историческую форму, но используют современные материалы для тетивы и другие технологичные решения.

— На какой максимальной дистанции вы можете поразить цель?

— Соревновательная дистанция — 90 метров. Но в принципе, можно поразить мишень и с 120, и даже со 150 метров, если она статичная и как следует потренироваться.

***

— Как вы оказались во Владивостоке?

— Меня сюда пригласил Александр Александрович Устимов, президент Федерации стрельбы из лука Приморского края. Мы познакомились при забавных обстоятельствах. В 2016-2017 году я увидел в соцсетях объявление о соревнованиях в Китае с большим призовым фондом. Я, зная состав сборной России, подумал: «А китайцев-то сильных я не знаю, наверное, это легкие деньги». Приехал — а там оказались очень сильные и подготовленные спортсмены с отличным оснащением. В итоге я эти соревнования выиграл, и там же состоялось наше знакомство, которое в итоге и привело меня во Владивосток.

— Вы упомянули о поездке в Китай. Интересно, а какой там был призовой фонд?

— Обещали 50 тысяч рублей, но в итоге дали где-то 30. На тот момент это отбило лишь половину затрат на поездку — около 15 тысяч я оставил там же, «на память».

— То есть на тот момент вы уже были в сборной России?

— Да, точно. Я был в составе сборной с 2012 по 2016-2017 годы. Но там каждый спортивный год нужно подтверждать свой уровень. Если не занимаешь высокие места — вылетаешь из списка. В 2016-м у меня были в основном четвертые места, я был в топе, но уже не на самом высоком уровне, и начал задумываться о смене карьеры.

— И о чем вы думали?

— Мне предлагали разные пути. Мама, она профессор, звала в науку. Были варианты пойти в армию — друзья семьи предлагали должность начальника физподготовки в войсках. Тренерство я рассматривал в последнюю очередь, совсем не хотел. Но потом в течение полугода мне поступило предложение от Александра Александровича Устимова занять вакансию главного тренера. Я согласился.

— И кем вы работаете сейчас?

— Я главный тренер сборной команды Приморского края, а работаю в спортивной школе «Богатырь» на должности тренера-преподавателя.

— Сколько детей у вас сейчас занимается?

— Цифра плавающая, кто-то уходит, кто-то приходит. В среднем, около 40 детей.

***

— Это ведь не самый массовый вид спорта. Какие качества нужны ребенку, чтобы стать хорошим лучником?

— Главное — усердие и спокойствие. Но это не значит, что не нужна спортивная злость! Она есть у всех. Вне соревнований можно быть спокойным, а на турнире — включить эту злость. Но суть нашего спорта в том, что спортсмен соревнуется не с соперником, а с самим собой. Он должен перебороть свой страх и волнение, чтобы набрать больше очков.

Вот в этом и есть изюминка. Некоторые не могут совладать с собой на линии стрельбы: внутри всё кипит, адреналин зашкаливает, а ты должен стоять спокойно и делать точный выстрел. Взрывным, гиперактивным детям это часто не подходит. В футболе или единоборствах волнение уходит в движение, а у нас оно остается с тобой, и его нужно приручить. Из-за этого некоторые уходят.

— То есть лук — это своего рода медитация?

— Для взрослых — абсолютно да! Детей мы ориентируем на спортивные результаты, на сборные. А взрослые часто приходят после работы именно за медитацией. Техника стрельбы — это однообразное, повторяющееся действие. Стоять на линии и делать выстрел за выстрелом — это и есть настоящая медитация.

— А много у вас взрослых спортсменов?

— По-разному, человек двадцать-тридцать. Состав тоже меняется.

— Сколько стоит занятие этим спортом?

— Для детей — бесплатно. Для взрослых есть взнос в федерацию — 1500 рублей в месяц. Но тренировки бесплатные, а за эти деньги мы предоставляем весь инвентарь: стрелы, щиты, мишени. На начальном этапе мы выдаём всё: лук, колчан, крагу. Так можно заниматься два-три года, а когда человек перерастает этот уровень, он покупает себе свой лук.

— А правда, что для стрельбы из лука нужно идеальное зрение?

— Нет, это миф. У нас стреляют и в очках. Видеть мишень — это важно, но это лишь часть дела. Главное — техника и мышечная память. У меня был знакомый спортсмен с плохим зрением. Ему предлагали сделать операцию, но он отказался. Он боялся потерять «чувство выстрела», которое он годами нарабатывал, плохо видя мишень. Ему это даже помогало концентрироваться на технике, а не на результате. Бывает такая психологическая болезнь: лучник так хочет попасть в цель, что забывает о правильной технике. С этим тоже надо бороться.

— Скажите, а какие группы мышц развивает лук?

— Развивает осанку, большую группу мышц спины, передний плечевой пояс.

К слову, у кого проблемы со зрением, рекомендуют стрелять из лука, потому что у нас идет тренировка глаз.  Вы же сначала смотрите в прицел, потом  — на мишень . Это очень тренирует мышцы глаз, хотя, конечно, на  100%  не может восстановить зрение

А еще укрепляются  мышцы туловища, это пресс, ноги. Так что у нас вид спорта на все группы мышц.

— Вы не  жалеете, что все-таки же бросили большой спорт?

— Нет. В принципе, я не бросил, а как бы  поставил на паузу. На данный момент мне интереснее быть тренером. Деньги? Если мои спортсмены будут занимать места, выплаты будут — есть стимулирующие набавки.

— А  квартирный вопрос вы решили во Владивостоке? Это не так-то просто сделать, особенно педагогам.

— Мне очень повезло – я попал в программу «Арендное жилье» именно как молодой педагог. И год назад у меня появилась прекрасная однокомнатная квартира. Так что я  совершенно доволен тем,  что переехал в свое время во Владивосток!

***

— Ваша ученица Софья Мун этим летом заняла первое место на Кубке Европы в Словении, потом второе место. В этом году ей  присвоили мастер спорта международного класса. Как вам это удалось? Во сколько лет она к вам пришла?

— В 13 лет. Сейчас ей 17, она победитель первенства России, в сборной России, одна из перспективных, топовых спортсменов своего года, своей группы. Это очень  крутое событие. Да, я очень горд тем, что будучи мастером спорта международного класса  воспитал равного себе спортсмена.

-Наверное,  пример Софьи очень важен для других ваших воспитанников?

— Еще как важен! В самом начале наших тренировок я уже детям говорил, что вы можете попасть в сборную команды России, вы можете получать экипировку, ездить по разным странам, участвовать в соревнованиях, можете и до  Олимпийских игр дорасти. Но, знаете,  вряд ли они мне верили.

Все поменялось после участия в «Детях Азии». И вот там ребята увидели, что такое международные соревнования — это на детей подействовало очень вдохновляюще. После этого уже начались вопросы:  когда мы еще поедем на соревнования, когда мы будем уже выступать? Это уже был как мотор для  юных спортсменов. Все поняли – есть реальный шанс! Именно поэтому так важно на каждом соревновании отдавать всего себя, чтобы победить.

Лада ГЛЫБИНА