Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

«Ванда, которая вернулась»: виртуозная скрипачка стала директором родной школы

Рубрика: Столица ДВ
21.11.2025

Во Владивостоке хорошо знают это имя — Ванда Комарницкая. Виртуозная скрипачка давно уже покорила сердца публики, причем не только жителей столицы Приморья, но и других городов региона, где с неизменным успехом проходят ее концерты. Однако мало кто знает, что вот уже несколько месяцев Ванда Комарницкая — директор муниципальной детской школы искусств №1  им. С. Прокофьева Владивостока. Когда-то она сама закончила эту прославленную школу, которой в этом году исполнилось сто лет! Мы встретились с необычным директором и попросили ее рассказать  — легко ли творческому человеку примерить на себя костюм чиновника? А также — знают ли дети, какой уникальный у них директор, с которого юным музыкантам точно надо бы брать пример.  

— Расскажите, как вы стали заниматься музыкой?

— Знаете, моя карьера сложилась очень нетривиально. После института я долгое время была «свободным художником».  Еще будучи студенткой музыкального училища, на втором курсе – мне было всего 16 лет – я ушла в «шоу-бизнес». Это был 1993-й год, время, когда страна проживала темные времена, людям нечего было кушать, носить, не на что жить, надо было как-то выживать. Я из очень простой семьи, а в то время все такие семьи оказались глубоко за чертой бедности.
Когда мне предложили работу в ансамблях «Русская фантазия» и «Оригинал» – это были очень известные коллективы Дворца культуры моряков – я, конечно, ухватилась за эту возможность. Имея классическое образование и определенные внутренние принципы мне в скором времени захотелось чего-то особенного, яркого, монументального. Я всегда, на любой сцене , играла так, чтобы мне самой нравилось. Неважно, кто сидит в зале: мой преподаватель, декан института или даже Спиваков. Мне было важо, чтобы мне за мою работу не было стыдно.

— Как из исполнительской деятельности вы пришли к созданию собственного коллектива?

— В 2004 году мне захотелось работать с крупной формой и я создала инструментальный проект «Примавера» – шоу электроскрипок. Нас было трое, потом двое. Администарция города, администрация края, командование ТОФ обращались к нам, когда нужно было ярко прозвучать на мероприятиях. Однажды, когда я работала в Доме офицеров флота,  на переговоры приехала делегация военоначальников из Кореи. Мы дали концерт в Адмиралтейском зале, а после этого наше трио пригласили выступить на вертолетной площадке большого противолодочного корабля «Варяг». Адмирал Сиденко позже сказал, что именно наше выступление очень повлияло на ход ход обсуждения.  Корейцы сказали — если  здесь так играют на скрипках, представьте, какая у них военная мощь!

— Что же заставило вас, успешную артистку, перейти в муниципальную школу? Это ведь совсем другой мир – отчеты, бюрократия…

— В 2015 году мне поступило предложение возглавить ДШИ N 7 в поселке Трудовое. Почему согласилась? Во-первых, у меня был разный опыт трудовой деятельности, включая работу с документами. Но главное – мы останавливаемся в развитии, когда перестаем ставить себе сложные задачи. Выход из зоны комфорта – это всегда точка роста.
Было ещё одно обстоятельство – в 2014 году у меня умерла мама. После этой потери я не могла продолжать выступать – мы , артисты, существуем, чтобы дарить людям радость, а с такой болью внутри идти на сцену было нечестно. Конечно, предложение попробовать себя в этой должности я восприняла как шаг в новый жизненный этап. Шла без иллюзий, не зная, справлюсь ли, но с готовностью делать то, что в моих силах.

— Как встретили вас дети и педагоги? Для поселка ваша фигура должна была стать необычной…

— Любая смена руководителя встречается определенным сопротивлением. Но через два-три года дети уже бежали по коридору, чтобы обнять меня, кричали: «Ванда Геннадьевна, здравствуйте!» Климат в школе изменился когда все поняли: я пришла не воевать, а делать лучше. Настоящей победой стали массовые успехи детей на конкурсах разных уровней — учреждение поднялось на новый уровень по качеству преподавания, соответственно, и по результатам. Конечно, оставались сложности – специфика местности, отсутствие желаемых условий для воспитания юных музыкантов и художников – но даже в условиях приспособленного здания и отдаленности от города что-то удалось изменить к лучшему.

— Наверное, поле вашего прихода многие дети  в Трудовом захотели играть на скрипке?

— Вы знаете, главное было не в том, чтобы все выбрали скрипку. Главное было – создать учреждение, где дети получают настоящее музыкальное образование, где царит творческая атмосфера и где каждый ребенок может найти себя и получить шанс сделать искусство своей профессией.

— Ванда, ваш приход в первую школу искусств как директора — это  значит, что искусство взяло верх над финансовыми соображениями?

— Это сложный, многослойный вопрос. Это и приверженность профессии, и, своего рода, воздаяние — возвращение «долгов». Вообще-то я, как артист и музыкант, целиком и полностью продукт этого учреждения. Это МОЯ школа, где меня «сделали» — дали основу, базу и старт для того, чтобы я стала тем, кто я есть. Предыдущий директор Арбуз Сергей Иванович , который руководил школой почти 40 лет, в далеком 93-м выдал мне свидетельство об ее окончании. Мой первый педагог по специальности — преподаватель скрипки Бегункова Марина Ивановна до сих пор работает в школе и успешно пополняет музыкальный олимп новыми именами.
Как я могла отказаться?!
А еще  я подумала о детях. Те дети, которые рождаются сейчас — не такие, как мы. Я хорошо это чувствую и понимаю: все механизмы, которые работали 20–30 -40 лет назад, с теми, кто учится музыке сейчас, не всегда работают. С новыми детьми надо иначе… Возможно, наша главная задача, тех, кто приходит в профессию сейчас,  сохранить каноны классического образования в области искусств, на которых выросли мы, используя новые возможности , которые открываются в новом времени. Современный мир более динамичен, наполнен, скорости другие и дети тоже.

— То есть говорить, что современные дети хуже — неверно?

— Конечно нет! Это же классика:  извечная проблема «отцов и детей» ! ( смеется..)
Мы сами делаем детей неправильными тем, как мы их видим — через сравнительный анализ: «как было у меня и как у них». Что, если им просто нужна возможность проявить свою ярко выраженную уникальность, таланты и способности так, как требуется именно им?!
Мое преимущество, наверное, в том, что я вижу этих детей по-другому. Они просто быстрые. А когда такой новый, «быстрый» , сверхчувствительный ребенок остается один на один с собой, да еще с установкой от родителей, что он неправильный, что с ним что-то не так, — конечно, ему тяжело.

— Как же ваши «быстрые» дети вписываются в музыкальные гаммы?

— У нас индивидуальное обучение. Каждый педагог, кто обладает пластичностью сознания, обязательно находит нужные слова и механизмы, чтобы направить ресурсы ребенка в нужное русло — показать красоту звучания , воспитать тактильность, моторику. Дальше — больше. Можно переходить к знакомству с законами звуков, геометрии музыки, истории … Хороший педагог — тот, кто готов следовать за ребенком, выполняя при этом необходимые требования.

— То есть мастерство педагога всегда — главное?

— Конечно! Сейчас мастерство педагога состоит даже не в том, чтобы знать, а чтобы учиться вместе с ребенком. Еще …дцать лет назад это были слова великих педагогов , сейчас — прямая потребность каждого преподавателя . Каждый ребенок приносит на урок свое состояние, иногда не очень рабочее, на что ты должен прямо сейчас найти решение, которое поможет именно ему справиться с задачей.

— Как определить, способен ли ребенок заниматься музыкой? Это видно с первого взгляда? 

— Мне — видно. Даже если ребенок молчит на вступительных экзаменах. У меня был ученик, Игорь Новрук, так вот он, когда поступал в музыкальную школу, на собеседовании  не произнес ни слова. Даже имени не назвал. Педагоги тогда говорили  — мальчик абсолютная «бука», как он будет выступать на сцене? Я сказала: «Забираю». В итоге он оказался прекрасным музыкантом!  Он брал все «с рук» — было такое ощущение, что ему ничего не надо было объяснять. Сейчас он учится в колледже искусств.

— Несколько месяцев назад вы стали директором старейшей музыкальной школы Владивостока. Что для вас главное сейчас, как для руководителя?

— Как бы это ни противоречило нашим разговорам о новом — для меня самая главная задача — сохранить традиции. Чтобы новые люди, новые молодые музыканты, которые будут воспитываться в наших стенах, стали носителями традиций, сформировавшихся за предыдущие сто лет жизни Школы. Когда есть классическая крепкая основа — на нее можно «нарастить» что угодно . От классики — до рока , от музыки — до атомной физики.

— Ваши дети знают, какой у них крутой директор?

— А должны …?! Зачем? Они пока привыкают к тому, что я тут, с ними, для них…. Люблю каждого. Пока привыкаем. Скоро концерты начнем играть — вот и узнают. Всему свое время.

Справочно: Детская школа искусств №1 им. С. Прокофьева города Владивостока — одно из старейших учебных заведений России. Открытая в 1924 году, она положила начало музыкальному образованию в г.Владивостоке и многие годы была единственным центром музыкальной культуры Приморья. Школа была создана усилиями выпускников Петербургской, Московской, Венской, Парижской консерваторий. 

С первых лет своего существования школа взяла на себя функции центра музыкального просвещения. В то время, когда не было ни радио, ни телевидения, когда гастроли артистов и музыкантов были большой редкостью, концерты учащихся и преподавателей школы становились ярким событием в культурной жизни края.

В 1933 году на базе школы был организован первый на советском Дальнем Востоке музыкальный техникум. Его директором был назначен выпускник Ленинградской консерватории Г.Д. Фесечко. 

В настоящее время в школе сформировались и успешно работают отделения фортепиано, струнное, народных инструментов, духовых и ударных инструментов, хоровое, художественное.

Учащиеся и педагоги школы являются постоянными победителями различных профессиональных конкурсов.

Школа является одним из лучших учреждений культуры г.Владивостока. За годы своего существования школа воспитала более 3000 учащихся и по праву гордится своими выпускниками. 

Лада ГЛЫБИНА