Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

«Заряжаю телефон на подносе»: заместитель мэра тушил морг и не только

Рубрика: Столица ДВ
24.11.2025

Вопросы безопасности жителей крупных городов России сейчас выходят на первый план. Это связно, в том числе, с проведением специальной военной операции и неоднократными случаями терактов. Однако беспокоит не только это. Человеческие жизни уносят пожары, утопления, — причем как в летнее время, так и зимой, когда граждане бездумно выходят на лед. О том, как противодействовать угрозам  человеческой жизни состоялось наше интервью с Дмитрием Свитайло, заместителем мэра Владивостока.  

 —  Дмитрий Анатольевич,  самая тревожная тема – это возможные теракты со стороны ВСУ. На всю страну прогремел недавний случай  в Подмосковье,  когда ребенок нашел пачку с деньгами, где было взрывное устройство. Что случилось, мы знаем. И это не единичный случай – в Московской области найдено уже свыше таких же взрывных устройств. Во Владивостоке пока спокойно, но это не повод расслабляться.

Собирается ли администрация Владивостока вести какую-то специальную  работу по оповещению детей? Да и не только детей – всех горожан?  Если говорить в  целом, что делается со стороны мэрии для повышения бдительности населения города? 

— Вопрос действительно тревожный. Пару недель назад я вернулся из Белгорода, города, где налеты БПЛА – реальность. При этом там идет  обычная человеческая жизнь. Ходят автобусы, люди на работу, никуда от этого не деться. Мы, безусловно, отслеживаем ситуацию, которая складывается и на приграничных территориях, и здесь, в глубине России, на территории Приморского края. Поверьте, по направлению антитеррор работа ведется серьезная.

Хочу подчеркнуть, что борьба с терроризмом — это все-таки федеральная компетенция и этим занимаются специальные федеральные службы.

На органы исполнительной власти субъектов больше возложена работа, направленная на профилактику. То есть, на те меры, которые позволят  предупредить теракты или минимизировать возможные последствия.

Поверьте, работа в этом направлении ведется, и работа серьезная. Однако тут важнее баланс, чтобы не вызвать панику у граждан,  какую-то подавленность в обществе. Ведь цель терроризма в отношении мирного населения заключена именно в том, чтобы дестабилизировать жизнь населения, сделать ее тревожной, невыносимой и тем самым достигать поставленных перед собой политических иных целей. Ни в коем случае этого допустить нельзя.

-Но мы можем сказать, что люди понимают опасность?

-Безусловно. Перед нашей встречей я посмотрел сообщения, которые поступают у нас по линии ЕДДС – единой дежурной диспетчерской службы в городе Владивостоке. Это всего лишь одна из многих линий, куда обращаются граждане, когда они тревожатся о каком-то деструктивном событии, выявленном на территории города.

Так вот, обращения жителей растут. У нас на сегодняшний день 281 обращение о подозрительных предметах, оставленных на улицах, в транспорте, в общественных местах.

У меня есть ежедневная сводка по событиям, которые происходят в городе Владивостоке. И по ней видно, что практически каждый день люди обращаются, полиция отрабатывает. Обнаруживают какую-то часть брошенных или утраченных когда-то боеприпасов, которые у нас все еще возникают на Снеговой Пади.

Немало сигналов неравнодушных граждан, которые, к примеру, выходят на балкон вечером, видят, что какая-то машина стоит долгое время открытая, они  сигнализируют. С одной стороны,  это создает дополнительную нагрузку правоохранительным органам, потому что они выезжают, реагируют. Но с другой стороны, это  показатель того, что наше общество сегодня находится в состоянии не тревоги, но — бдительности. И вот это очень важно. Вот именно это состояние мы стараемся у наших граждан поддерживать.

— Переходим к делам городских спасателей. Еще немного – встанет лед. И начнется сезон подледной рыбалки автомобилей и не только.  Расскажите, как во Владивостоке организована работа по предотвращению выхода людей на опасный лед,  и какие нововведения были для этого приняты?

Да, это была системная и достаточно сложная работа. Изначально мы столкнулись с проблемой, что федеральные нормы, запрещающие выход на лед в опасные периоды, на местах не всегда должным образом конкретизировались. Не было четких, официально объявленных дат, когда выход запрещен, что вызывало непонимание у граждан.

Мы приняли решение и вынесли соответствующее постановление, которое четко определило запретный период: с момента начала образования льда и до того, как ледовый покров станет по-настоящему устойчивым и безопасным. Однако на первых порах штрафы, составлявшие от 100 до 500 рублей, не оказывали достаточного эффекта.

Кроме того, мы столкнулись с чисто практической проблемой: у сотрудников административной комиссии не было полномочий останавливать транспорт или требовать документы. Один инспектор без поддержки был практически бессилен.

Поэтому мы кардинально изменили подход и перешли к проведению рейдов силами межведомственных групп. В них обязательно входят сотрудники ГИБДД или участковые уполномоченные, которые имеют право останавливать технику и проверять документы. Это позволяет сразу составлять протоколы и привлекать нарушителей к ответственности.

Также мы активно привлекаем Министерство ГОЧС Приморского края. Их беспилотная авиация стала для нас ключевым инструментом. Дроны не только фиксируют номера автомобилей, даже тех, что далеко от берега, но и с помощью громкой связи предупреждают рыбаков об опасности.

Очень помогает функция тепловизора: мы видим критические участки льда, которые несут угрозу, и оперативно вносим их в список запретных для посещения зон. Это позволяет нам мониторить огромные и труднодоступные территории, куда пешей комиссии просто не добраться.

Что касается специальной техники, то пользуясь случаем, раскрою небольшой секрет: буквально на прошлой неделе Владивосток получил новое судно на воздушной подушке. Сейчас оно проходит регистрацию, и уже в этом году выйдет на лед в составе наших патрульных групп, что значительно усилит наши возможности.

Что бы вы хотели донести до рыбаков, которые все же выходят на лед?

Вы знаете, я хочу сказать главное: мы все здесь — за рыбаков. Многие из нас и сами рыбачат, и прекрасно понимаем этот азарт, эту потребность. Дело это хорошее, но делать его нужно правильно — так, чтобы потом вернуться домой.

Первое и самое важное правило: не ходите на лед в одиночку. Пожалуйста, пусть с вами будет напарник. Но идти нужно не взявшись под руку — так вы провалитесь вместе. Держите дистанцию. И обязательно у каждого должна быть с собой веревка метров 5–7, с утяжелителем на конце, чтобы в случае беды можно было бросить и вытащить товарища.

Мы не просто так об этом говорим. В прошлом году у нас погибло два рыбака. И в обоих случаях это были одиночки, которые вышли на лед ночью. Их обнаружили слишком поздно: одного — по оставленным на льду вещам, второго нашли уже вмерзшим в лед. Поверьте, если бы рядом был кто-то с той же веревкой, все закончилось бы в лучшем случае простудой, а не трагедией.

Второе — всегда слушайте прогноз погоды. Многие этим пренебрегают, а зря. Осадки — это особенно опасно. Снегопады не только маскируют полыньи, но и ухудшают видимость до нуля. Представьте: человек провалился, он звонит, но его никто не видит! Искать по координатам телефона — это дело небыстрое, на это могут уйти сутки, когда счет идет на минуты. Сильный ветер может оторвать припай и унести вас в открытое море.

И третье — просто соблюдайте закон. Запрет выхода на лед — это не просто бюрократическая строчка. Это прямая угроза вашей жизни и здоровью.

И я хочу добавить еще один, очень важный момент. Когда вы выходите на опасный лед, вы осознанно или нет, но подставляете под смертельный риск наших спасателей. Они в таких ситуациях вынуждены нарушать все свои же правила безопасности — не одеваются полностью, не ждут подкрепления, — чтобы действовать мгновенно. Они буквально бегут по краю, рискуя собой, чтобы спасти того, кто изначально не подумал о последствиях.

Поэтому, пожалуйста, будьте ответственны. Ради себя, ради своих близких и ради тех, кто придет вас спасать.

-Дмитрий Анатольевич, сколько человек работает в городской спасательной службе? Сколько им лет? Есть ли у вас какие-то вакансии?

— В целом, у нас работает 50 человек. Это, в том числе, технические работники. Средний возраст 30−35. Зарплата в районе 80 тысяч. Наверное, это немного. Но дело в том, что и спасатели, и пожарные, это та категория людей, которые не всегда ориентируют свою жизнь на финансовое благополучие.  Важнее внутренняя отдача, которая позволяет оглядываться назад и понимать, что жизнь, ну, или какая-то часть этой жизни точно прошла не зря. Знаю, о чем говорю – сам был пожарным.

— До какого возраста  вы лично принимали участие в тушении огня?

— Наверное, лет до 47. Закончил службу в должности начальника противопожарной службы Приморского края.  Но, знаете, люди, которые пришли в эту профессию, как правило, остаются спасателями по жизни. Вот я, уже работая в мэрии, выезжаю на пожары, вне зависимости, днем это или ночью.

— Какой самый запоминающийся момент биографии  у вас был?

— Два таких момента. Был случай, когда приходилось тушить морг. Не самое приятное занятие. До их пор иногда снится.

И еще был случай, когда во время сильного пожара я поднялся по лестнице на очень высокий этаж, и там в окне стоял мужчина, с крохотным младенцем на руках. И я до сих пор помню его глаза, когда он передавал мне этого кроху… Ребенка я спас. И мужчину тоже.

 — У меня к вам несколько вопросов по пожарной безопасности. Как человек с опытом работы в пожарной охране, что бы вы посоветовали жителям Владивостока, чтобы уберечь себя от пожара? И сколько всего таких происшествий регистрируется в городе за год?

 Давайте по порядку. Количество пожаров в городе исчисляется сотнями в год, и большинства из них можно было бы избежать. Главное — это профилактика и простая бытовая дисциплина.

Прежде всего, выработайте привычку: выходя из дома, останавливаться и мысленно проверять, все ли вы выключили. Если не уверены — вернитесь и проверьте. Лучше потратить лишнюю минуту, чем всю дорогу мучиться сомнениями или, что хуже, получить ЧП.

Во-вторых, каждый дом должен быть оборудован автономным дымовым извещателем. Это недорогой прибор, за 300-500 рублей, который может спасти жизнь. Он ужасно визгливо орет при появлении дыма — и это хорошо. Главное — правильно его разместить: не над плитой, где он будет реагировать на пар, а, например, в коридоре или на высокой мебели. У меня дома он срабатывал, когда что-то забывали на плите и еда начинала подгорать. Это реально работает, особенно если дома есть дети.

В-третьих, одна из самых тревожных современных угроз — это бытовая техника и зарядные устройства. Опасна старая электропроводка, которую не проверяли профессионалы.

Но еще опаснее — привычка оставлять телефоны и планшеты на зарядке на мягких поверхностях: на диванах, кроватях, подушках. Зарядное устройство может перегреться, и мягкая, горючая мебель вспыхивает мгновенно. У меня дома для зарядки лежит металлический поднос. Если гаджет загорится на твердой поверхности, пожар не разовьется так стремительно.

То есть, чаще всего виноваты зарядки? А что еще должно быть дома из средств защиты?

Да, пожары из-за гаджетов на мягкой мебели — сейчас очень частая причина. Обязательно иметь дома огнетушитель. Оптимальный вариант — углекислотный, объемом 3-5 литров. Его достаточно, чтобы справиться с начинающимся возгоранием, и он не слишком тяжелый.  Есть еще порошковые огнетушители.

Но, честно говоря, мне  порошковые огнетушители не нравятся, у меня дома углекислотный. Он позволяет тушить электричество.  Он же работает за счет охлаждения.

— Еще один наболевший вопрос: сейчас строят много высоток. Как спасать людей, если пожар случится, скажем, на 40-м этаже? У нас же нет таких длинных лестниц.

Совершенно верно. Пожарные лестницы, даже 50-метровые, эффективны максимум до 16-го этажа. Поэтому в зданиях повышенной этажности, от 30 этажей и выше, безопасность обеспечивается иначе.

Высотные здания проектируются с учетом этих рисков. Они оборудуются системами пожаротушения, незадымляемыми лестницами с избыточным давлением воздуха и зонами безопасности на этажах. Эвакуация при пожаре в такой башне — это не спуск по внешней лестнице, а грамотное перемещение по защищенным путям внутри самого здания.

Задача жителя — не паниковать, знать план эвакуации и четко следовать указаниям системы оповещения и сотрудников МЧС. Современные технологии спасания рассчитаны и на такую высоту.

Главное в тушении пожара — не длина лестницы, а скорость прибытия подразделений и возможность быстро подать огнетушащие вещества. Но здесь мы сталкиваемся с другими проблемами: запаркованность дворов, которая мешает подъехать технике, и позднее обнаружение пожара. Если окна закрыты, никто не видит дыма, а внутри огонь развивается стремительно — комната может полностью выгореть за считанные минуты.

То есть вы не советуете покупать квартиру на высоком этаже?

Нет, этаж сам по себе не делает жилье небезопасным. Безопасность зависит от сознательности жильцов и исправности систем здания. Ваш сосед, который курит в нетрезвом виде, опасен и на четвертом этаже. А современная высотка с работающей пожарной автоматикой может быть безопаснее старого пятиэтажного дома.

— Дмитрий Анатольевич, давайте поговорим о средствах спасения. Насколько эффективны обычные веревки, которые люди иногда держат в квартирах на случай пожара, чтобы спуститься из окна?

Честно? Это иллюзия безопасности, и очень опасная. После страшного пожара в банке во Владивостоке я был в одном учреждении, и сотрудницы с гордостью показали мне канат, свернутый в  шкафу. Я спросил: «Вы уверены, что сможете с четвертого этажа по нему спуститься?». Я, мужчина, не уверен, что смог бы. Руки будут соскальзывать, и после этажа-двух можно просто сорваться. Цена такого «спасения» — жизнь. Спуск даже по толстой веревке без подготовки — задача невыполнимая.

Но если выбор между огнем и окном? Может, лучше попытаться?

Задача — именно спасти жизнь, а не подвергнуть ее еще большему риску. Для этого существуют специальные спусковые устройства. Они вкручиваются в стену на расчетные анкеры, цепляются за специальные скобы, как, например, у нас в администрации, и человек спускается плавно, с помощью страховочной системы. Это надежно. А обычная веревка — нет.

Сколько людей мы потеряли во Владивостоке в этом году от пожаров?

К сожалению, мы  потеряли 12 взрослых человек. В прошлом году было 21. Основные причины трагедий неизменны: курение в нетрезвом виде, перегрузка электросетей, неисправная проводка и зарядка телефонов на мягкой мебели.

Особо хочу обратиться к жителям частного сектора с началом холодов: электрокотел — это нагрузка в 15 киловатт! Не включайте его одновременно с чайником, стиральной машиной и микроволновкой. Делайте это поэтапно. Перегрузка проводки — одна из самых частых причин пожаров зимой.

— И последний вопрос. Дмитрий Анатольевич, вы не хотите сделать новогодний календарь с нашими героическими  спасателями по типу того, какой делают  для австралийских пожарных? Наши ребята точно этого достойны! Я бы купила!

— Знаете, это отличное предложение! Ребята у нас красивые, сильные, и вы правильно заметили – героические. Мы подумаем над этой идеей.

Лада ГЛЫБИНА