«В стране аналогов нашему прокату нет»: спорт во Владивостоке идет в народ
Во Владивостоке спорт вышел за стены специализированных комплексов и пришел прямо во дворы. Как изменилась спортивная инфраструктура города за последние годы? Кто отвечает за сохранность новых площадок и как горожане могут повлиять на их обустройство? Насколько реален амбициозный проект по созданию собственной «русской лыжни»? О развитии массового и дворового спорта, борьбе с вандализмом и планах по строительству новых объектов в интервью нашему изданию рассказал заместитель мэра Владивостока Максим Акульшин.
«Каждый второй день в городе — спортивное событие»
— Давайте подведём спортивные итоги года. Чем может гордиться город? Что было сделано?
— Спорт состоит из нескольких ключевых направлений, и по всем мы работаем планово. Начнём с фундамента — это наши муниципальные спортивные школы. Их 12, и в них занимается порядка 10 тысяч воспитанников. Каждой школе город через профильное управление ставит муниципальное задание, и там идёт спортивная подготовка детей всех возрастов и уровней. Эта система отработана годами, меняется в основном только количество ребят.
— А массовые мероприятия?
— Это вторая большая часть работы. За истекший период мы провели или приняли участие в организации уже около 250 спортивных соревнований и фестивалей. Если в году 360 дней, а мероприятий 250, то выходит, что каждый второй день в городе происходит что-то спортивное. Муниципалитет либо полностью организует события, либо помогает: финансирует наградную атрибутику, предоставляет площадки. В декабре добавится ещё порядка 20 предновогодних стартов и турниров — такая традиция.
— Помимо мероприятий, важна и инфраструктура. Какие ключевые объекты появились в этом году?
—Знаковых проектов несколько. Во-первых, экстрим-парк на Русском острове, на территории кампуса. Это большое сооружение площадью около 3.5 тысяч квадратных метров с четырьмя зонами для разных видов экстремального спорта. Мы успели построить его с весны до Восточного экономического форума — подрядчик сработал чётко. Там уже прошло несколько соревнований.

Во-вторых, программа модернизации. В городе около 100 открытых хоккейных коробок советского времени в разном состоянии. Мы выбрали 10 самых проблемных и востребованных площадок в каждом районе города и провели их полную реконструкцию. Придали им новые смыслы и современное наполнение.
— На стадионе «Строитель» сейчас активная стройка. Что там возводится?
— Да, это, пожалуй, самый заметный объект — новый физкультурно-оздоровительный комплекс открытого типа. Он строится прямо на территории муниципального стадиона, между футбольным полем и беговой дорожкой. Это будет крытая универсальная площадка для всех игровых видов спорта и единоборств, с профессиональным паркетом, раздевалками, душевыми.

Кроме того, там разместится один из центров тестирования ГТО. Мы закупили оборудование, и каждый желающий — школьники, студенты, даже мы, чиновники, — сможем там проверить свою готовность к труду и обороне. Это очень правильная, возрождённая практика.
— Когда планируется сдача этого комплекса?
— Активную фазу строительства завершим в этом году. Открытие запланировано на начало следующего года. Сроки сжатые — часто средства на такие объекты мы получаем только в середине года, а отчитаться нужно по его итогам. Поэтому контроль за стройкой идёт ежедневный, вплоть до главы города. Но мы справимся.

— В городе есть известные спортивные комплексы, например, «Восход» на Второй Речке и прочие. Они муниципальные?
— Вот в этом и одна из причин, почему мы так активно начали строить свои ФОКи. «Восход», «Краевой дом физкультуры», «Труд» на Эгершельде — это всё частная собственность, перешедшая в такие руки в разные годы. Чтобы у города были свои современные, доступные площадки для массового спорта и секций, мы и взялись за программу строительства модульных физкультурных комплексов. Они некапитальные, но требуют серьёзного фундамента. В прошлом году мы сдали три таких объекта при школах, в этом — ещё один и будем продолжать эту работу по мере получения финансирования.
«Лыжи на горизонте»
— Сезон зимнего отдыха в городе официально открыт. Расскажите, какие площадки ждут горожан в этом году?
— Традиционно в декабре мы приглашаем всех на несколько ключевых объектов. Главной городской каток, как и в прошлые годы, будет организован на отремонтированном стадионе «Авангард». Там планируются и праздничные выступления, и «Час Деда Мороза», и, конечно, бесплатный прокат коньков. Принцип простой: приходишь, берёшь, катаешься, возвращаешь. Мы стараемся верить в людей, поэтому оформление минимальное.
Помимо этого, мы зальём более 50 хоккейных коробок и катков в разных дворах. Всю информацию с адресами и картами опубликуем на сайте администрации, в соцсетях и навигационных сервисах — найти ближайший каток не составит труда.
— А что с жемчужиной нашей зимней инфраструктуры — «Русской лыжнёй»? Уже можно планировать выезд?
— Да, работа там в самом разгаре. Как только погода позволила — установился стабильный минус, необходимый для работы снегопушек, — мы запустили все три генератора. Работаем практически без остановки, в три смены, чтобы успеть открыть лыжню к январским праздникам. Там, как всегда, ждут наши традиционные спортивные старты: «Рождественские гонки», «Лыжня России» и другие.

— Вы упомянули бесплатный прокат на лыжне. Это действительно уникальная история для города?
— Это наша особая гордость. Скажу прямо: в стране аналогов у государственных или муниципальных прокатов такого уровня и масштаба нет. Это абсолютно безвозмездная услуга высочайшего качества. У нас около 500 комплектов инвентаря, который мы предоставляем всем желающим. Это стало возможным благодаря поддержке губернатора Приморья Олега Кожемяко.
— 500 комплектов — это огромный парк. Как удаётся его сохранять? Были ли проблемы с порчей или потерей инвентаря?
— Первое время, конечно, были сложности. Не будем говорить «воровство» — чаще это были потери. Человек ушёл на лыжах в лес, вышел без них… Но люди ценят то, что создано для них. Со временем сформировалось ядро постоянных, ответственных пользователей, и такие случаи сошли на нет.
Да, инвентарь ломается — мы ведь выдаём его и новичкам, и детям, начиная с трёх лет, и более опытным лыжникам. У нас есть снаряжение и для классического, и для конькового хода. Поэтому каждый год после сезона мы проводим полную ревизию: всё, что можно починить — чиним, что невозможно — докупаем.
— И главный вопрос, который волнует всех: что будет, если погода не подарит нам достаточно снега?
— Если будет естественный снег — это прекрасно. Мы тогда начнём раньше и закончим позже. Но если природа не поможет, мы справимся собственными силами, я в этом уверен. Наша команда настроена решительно, чтобы «Русская лыжня» вновь порадовала всех горожан. Ждём каждого!

«Где деньги, Зин?»
— В городе в этом году сдали десять прекрасных придомовых спортивных площадок. А что дальше? Каковы следующие шаги и где вы планируете искать на это средства?
— Мы уже ведём и продолжим в следующем году проектирование. Сейчас мы готовим проектные материалы, привязываем всё к конкретным территориям. Следующий этап после проектирования — поиск финансирования.

— На какие источники рассчитываете?
— Мы смотрим все возможные варианты. Обращаемся, в первую очередь, в муниципальный бюджет. Работаем с коллегами из правительства Приморского края, с профильным министерством. Также изучаем федеральные программы, в которых можно поучаствовать. Там свои процессы: нужно подготовить заявку, пройти отбор. Если выиграли, например, на региональном уровне, то ждём, когда финансирование поступит, — и только тогда приступаем к строительству.
Именно поэтому для нас критически важно уже сейчас иметь на руках готовые проектные документы. Как только мы находим источник финансирования — мы сразу заходим на площадку и начинаем работу. Не тратим время на проектирование, а приступаем к реализации.
— То есть, основная стратегия — быть готовыми к моменту, когда деньги появятся?
— Совершенно верно. И наш план — продолжать эту очень серьёзную работу по преобразованию действующих площадок. Мы хотим делать их более функциональными, по-настоящему спортивными, яркими и современными.
— А есть ли планы по созданию объектов в новых районах, где спортивной инфраструктуры пока нет?
— Да, такие планы есть. Например, на территории Патрокла. Там уже большой сформировавшийся район, но спортивных площадок действительно нет совсем. У нас есть запрос от жителей. Мы уже подобрали земельный участок и ведём предпроектные работы. Правда, там, конечно, объём финансирования требуется значительный — проект, наверное, уровня физкультурно-оздоровительного комплекса. Это большая задача, но мы над ней работаем.

— Скажите, город не хочет выстроить какой-нибудь бассейн? Люди очень сильно об это просят.
— Да, конечно, город хочет. Только это суммы, которые, к сожалению, миллиардами измеряются. Муниципальный бюджет, да и краевой, такое позволить себе не может. Поэтому единственный источник — это получать финансирование, целевое, на спортивные сооружения от федералов.
— А под игры «Дети Азии» не дадут?
— Общий объем средств игр «Дети Азии» даже не близок к тому, чтобы начать стройку любого такого сооружения. Это просто разные деньги. Вот, к примеру, спортивный объект, который надо обязательно достроить в Снеговой Пади. Мы сейчас в четвертый раз организовываем торги, чтобы найти подрядчика на его строительство. А стоимость его 2,22 млрд рублей. Вот это стоимость того, чтобы его достроить. Там предполагался бассейн. Пока подрядчик на эту стоимость не найден, к сожалению.
«Главное – найти хозяина!»
— А вот еще люди спрашивают: возле дома есть старая спортивная коробка, люди хотят ее залить, что для этого нужно сделать, куда обратиться?
— Для начала надо понять принадлежность этой коробки. Все коробки, которые находятся в собственности муниципалитета, заливаются безусловно. Это наша задача, да. Другой вопрос, что, к сожалению, последние четыре года, на моей памяти, совсем тяжело с погодой. Для нашего морского города с влажностью нам нужен хороший минус на протяжении недели, чтобы коробку по- человечески залить.
Если коробка бесхозная, могу предположить, что она либо в введение УК, либо что-то из современного могли делать ТОСы, для себя построить, и тогда надо обратиться к ним.
Тут есть еще одна проблема – это вода. Традиционно воду можно взять только в каком-нибудь МКД поблизости из подвальных помещений. А это же собственность жильцов, это же на приборах учета. И не каждый из домов, не каждый из старших по подъезду и старших по дому вообще пустят к крану.
«Увидел непорядок – звони»
— У наших читателей много вопросов по поводу новых спортивных площадок, которые сейчас появляются во дворах. Самый главный: кто за ними будет следить, чтобы их не сломали? На чьем балансе они вообще находятся?
— Если говорить о плоскостных, открытых спортивных площадках внутри дворов — они на балансе города. За их содержание отвечает муниципальная спортивная школа. В её обязанности входит регулярная уборка мусора, покос травы и, что очень важно, текущий ремонт.

В штате школы есть сотрудники, которые осуществляют регулярный осмотр и контроль. Кроме того, учреждение заключает контракты с подрядчиками. Если что-то ломается — отвалилось ограждение, повреждено покрытие, — подрядная организация выезжает и оперативно всё чинит по техническому заданию.
— То есть получается, кто-то регулярно эти площадки инспектирует?
— Совершенно верно. И это ключевой момент. В такие объекты вкладываются серьёзные деньги, и наша задача — чтобы они служили людям как можно дольше и приносили только радость. Поэтому мы идём не только по пути ремонта, но и защиты.
— Какие именно меры защиты планируются?
— Мы уже начали устанавливать видеокамеры наблюдения. Где-то это модели на солнечных батареях, где-то — с обычным подключением. Цель — находить недобропорядочных граждан, которые умышленно портят имущество, и передавать информацию о них в правоохранительные органы. С вандалами будем бороться.
— А что может сделать обычный житель, если он увидел поломку?
— На каждой такой городской площадке установлен информационный щит. На нём указан телефон, название ответственной организации и её адрес. Любой человек может туда позвонить или написать и сообщить о любой проблеме: сломанный тренажёр, разрисованная стена или просто мусор. Это очень важно для оперативного реагирования.
— А пришкольные стадионы?
— За стадионы и площадки при образовательных учреждениях следят и отвечают сами школы. Также некоторые детские и спортивные площадки были установлены в последние годы, например, по программе благоустройства дворов. Их содержание — классическая история: это зона ответственности управляющей компании (УК), товарищества собственников жилья (ТСЖ) или территориального общественного самоуправления (ТОС). За их состояние и ремонт отвечают уже они, но механизм тот же: должны следить, убирать и чинить.

— Спасибо за подробные разъяснения! Получается, у каждой площадки есть свой ответственный, и жители могут напрямую на них влиять.
— Это главное. Чтобы площадки жили, нужны не только камеры и ремонтники, но и наше с вами внимание. Заметил поломку — нашёл щит, позвонил. Тогда у площадок есть будущее.
Лада ГЛЫБИНА

