Карты, деньги, два «ствола». Выяснилось, к чему не готовы владельцы карточек в России
Карты плотно вошли в жизнь российских граждан, на каждого из нас в среднем приходит по два банковских «пластика». Сейчас почти 90% участников исследования ВЦИОМ отметили, что используют карты регулярно. Немаловажную роль для держателей карт играет стоимость годового обслуживания — не многие готовы перешагнуть порог 1 тыс. руб.
На все суммы
Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос предпочтений граждан при пользовании банковскими картами. В нем приняли участие 1,5 тыс. респондентов из городов с населением от 500 тыс. человек. Результаты опроса показали, что за последние пять лет проникновение банковских карт существенно усилилось — 87% респондентов отметили, что стали чаще пользоваться картами. Причем такая же доля респондентов используют карты регулярно для оплаты товаров и услуг. По данным Банка России, по состоянию на 1 октября кредитные организации эмитировали почти 271 млн банковских карт, то есть в среднем почти по две карты на одного жителя России, включая стариков и грудных младенцев. На этом уровне объем выпуска остается стабильным уже целый год, уточняет «Коммерсант».
— Очевидный рост популярности банковских карт в последние четыре-пять лет связан с несколькими факторами. Во-первых, повсеместное проникновение карт обеспечили зарплатные проекты. В крупных городах с населением от 150 тыс. человек распространена даже бесконтактная оплата, что существенно ускоряет трансакции,— поясняет руководитель по развитию эквайринга Альфа-банка Денис Хренов.
В качестве минимальной суммы, для оплаты которой граждане выбрали бы банковскую карту, 26% опрошенных назвали диапазон 1–5 тыс. руб. Еще 20% готовы использовать карты для более мелких платежей, от 500 руб. до 1 тыс. руб., еще 24% готовы использовать карту для оплаты любой суммы.
Критичная отметка
Держатели карт крайне щепетильно относятся к стоимости обслуживания карт. Лишь 13% не в курсе, сколько стоит обслуживание их карты, тогда как 59% респондентов сообщили, что знают размер комиссии за обслуживание своей карты, а 29% не платят ее. Большинство банковских комиссий за обслуживание карты составляют сейчас 500–700 руб. в год (91% опрошенных комиссия за годовое обслуживание составляет менее 1 тыс. руб.). Но в случае повышения комиссии до этого психологически важного рубежа — 1 тыс. руб.— 40% держателей карт готовы отказаться от их использования.
— Отметка 1 тыс. руб. за годовое обслуживание карты действительно психологически значима для потребителя. Когда товар не имеет понятной рыночной цены и является нематериальным, восприятие цены имеет сильное влияние на решение, — отмечает директор процессингового центра «Карт стандарт» Майя Глотова. Когда мы снизили комиссию за переводы с 1% до 0,99%, то увидели, что оборот вырос на 15%, приводит она пример подобного влияния.
Плата за лояльность
Не меньшее значение, чем комиссии за обслуживание карты имеют и различные привилегии, которые банк готов предоставить их держателям. 51% опрошенных отметили, что сейчас получают бонусы от банка за каждую покупку, 50% — кэшбэк (процент с покупок возвращается в виде денег на карту), 34% имеют процент на остаток по счету. Таким образом, часть респондентов имеют сразу несколько привилегий от банка. Лишь 10% респондентов отметили, что по их картам нет никаких бонусов и привилегий.
Впрочем, реальность, как это часто бывает, не совпадает с желаниями.
При вопросе, какие бы две бонусные программы вы выбрали, если бы банк дал такую возможность в абсолютные лидеры вырвался кэшбэк (66%), второе место занял остаток по счету (46%), а бонусы за каждую покупку заняли лишь третью позицию (43%). Все остальные привилегии остались позади с огромным отрывом. Так, мили для покупки авиабилетов хотели бы получать лишь 8% опрошенных, страховку — 4%, доступ по карте в бизнес-залы аэропортов — 2%.
— Среди разных типов программ лояльности у клиентов массового сегмента наибольшей популярностью пользуются именно карты с кэшбэком. Мы видим, что клиенты уже в большей степени хотят «заработать», а не только сэкономить,— отмечает вице-президент холдинга «Русский стандарт» Эльдар Бикмаев. По его словам, больше всего пользователи конвертируют свой кэшбэк в рубли на счет карты (88%), при этом 11% оплачивают бонусами мобильную связь или услуги ЖКХ в интернет-банке.
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА (из архива)