Рулевые игры. «Полный ступор»: что будет с праворульными машинами в России после июня?
Спрос на праворульные автомобили в России упал на 85%, выдало статистику аналитическое агентство «Автостат Инфо». При этом эксперты убеждены, что авторынок Приморья еще долгое время будет оставаться ориентированным на иномарки из Японии.
На чем ездит регион
В Дальневосточном федеральном округе в I квартале 2019 года продажи иномарок с пробегом из Японии упали на 85% до 17,3 тыс. машин (по другим округам информация не приводится), следует из отчета аналитического агентства «Автостат Инфо». Эксперты агентства определили в целом по России самые популярные за первые три месяца этого года подержанные автомобили с правым рулем.
Так, наиболее востребованным оказался седан Toyota Carina, всего за этот срок было реализовано 837 машин, что на 76% ниже результатов за январь–март 2018 года. На втором месте по спросу — седан Nissan Sunny (396 шт.; –81,7%), третье место у Toyota Corolla (316 шт.; –97,3%), а замыкают пятерку лидеров хетчбэки Toyota Vitz (274 шт.; –92%) и Mazda Demio (262 шт.; –89%). Далее в десятку самых популярных праворульных машин вошли седан Toyota Mark II (253 шт.; –94%), хетчбэк Nissan March (245 шт.; –84%), микровэн Honda Fit (241 шт.; –94%), минивэн Nissan Serena (203 шт.; –83%) и седан Toyota Crown (198 шт.; –88%).
Согласно статистике, наибольшее число продаж иномарок с пробегом из Японии приходится на Сибирский и Дальневосточный федеральные округа России.
Продажи без ажиотажа
Эксперты объясняют причины обвала продаж предыдущим ажиотажным спросом. После всей круговерти с «ЭРА-ГЛОНАСС» во второй половине 2017 года исключительно для Дальневосточного федерального округа был введен временный режим импорта подержанных автомобилей без «тревожной» кнопки (чуть позже закреплен законодательно). В регионе образовался ажиотажный спрос, который теперь снизился — и поэтому продажи резко упали, убежден главный редактор радиостанции «Автодор» Антон Чуйкин.
— Из подержанных иномарок, которые ввезли в Россию за прошедший год, львиная доля была праворульной. Но сейчас эти машины могут продавать только на территории Приморья и только жителям региона. Для постановки на учет в ГИБДД в другом регионе потребуется установка «кнопки» «Эры». Соответственно, те машины, которые сейчас перепродаются, — это дальневосточный рынок варится в собственном соку. А дальше по стране эти автомобили не идут, — прокомментировал он «Известиям».
Эксперт убежден, что авторынок Приморья и Восточной Сибири еще долгое время будет оставаться ориентированным на иномарки из Японии.
— Во Владивостоке на любом углу есть сервис для праворульного автомобиля, есть автозапчасти, есть люди, которые в этих машинах хорошо разбираются. А какой-нибудь Renault Logan для приморцев — настоящая проблема, потому что новая машина и неизвестно, где и как ее ремонтировать, — пояснил Чуйкин.
— Несмотря на все, переучить жителей Дальнего Востока пересесть на машины с левым рулем, в том числе и японские, не получается. Уже выросло целое поколение автомобилистов, не мыслящих иного транспорта, нежели праворульный, — согласен партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. — И всякая попытка ограничения продаж б/у техники из Японии отражается на политической активности населения. Прошлые выборы губернатора в немалой степени проходили с упоминанием противостояния инициативам, связанным с принудительным внедрением на японские машины приборов «ЭРА-ГЛОНАСС».
«Зеленый угол» забит на 105%
Сейчас возникла схожая ситуация. С 1 июля 2019 года вступает в силу очередное изменение в регламенте «О безопасности колесных транспортных средств». В документе, в частности, сказано, что для подтверждений требованиям регламента все бэушные автомобили должны проходить процедуру сертификации в уполномоченных лабораториях. И только после этого автовладелец сможет получить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства и зарегистрировать автомобиль в ГИБДД. Ровно по такой же схеме сейчас регистрируются в МРЭО владельцы тюнингованных автомобилей.
Но как и насколько эффективно будет работать система индивидуальной сертификации легкового транспорта, пока не знают даже представители государственных органов.
— Проблема в том, что сама процедура до сих пор не прописана законодательно. Совершенно непонятно, какие именно требования будут предъявляться к этим автомобилям в процессе сертификации. Ведь, к примеру, по светотехнике, по месту установки руля или, если угодно, расположению водителя в салоне, могут возникнуть вопросы у проверяющего органа, — комментирует Игорь Моржаретто. По его словам, о запрете как таковом речи не идет. Но, как и в случае со злополучной «тревожной кнопкой» может возникнуть «полный ступор» — когда никто не знает, что делать, и все ведомства кивают друг на друга.
Под все разговоры о «полном конце правого руля» рынок «Зеленый угол», как сообщает автомобильный порта «Дром», «забит товаром на 105 %». На некоторых стоянках заставлены даже проходы между рядами машин. Эксперты не исключают, что слухи о запрете правого руля искусственно подогреваются, чтобы повысить спрос и объемы продаж.
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА