Не забудем, не простим. КПРФ готовит власти Приморья «штурмовые ночи и волочаевские дни»
Приморье — зона «красного» политического пояса. Так было всегда, но власть как-то справлялась с этой неприятной ситуацией. До 2018 года, когда на выборах губернатора все полетело в тартарары. Край стал под красные знамена. Что было дальше, все знают. Однако сталь, как известно, закаляют огнем. Жесткое сражение на выборах губернатора принесла местному отделению КПРФ массу новых членов партии. А это значит — впереди новые битвы, прежде всего, выборы мэра Владивостока и городской думы Уссурийска. Мы встретились с первым секретарем Приморского крайкома КПРФ Анатолием Долгачевым и попросили рассказать, готовят ли коммунисты власти новые «штурмовые ночи и волочаевские дни».
Кандидатов-единороссов бойкотировать!
— Анатолий Николаевич, сейчас у всех на слуху выборы будущего мэра Владивостока. Вашего кандидата нет в списках выдвинувшихся. Однако всем памятна ситуация, когда год назад депутаты городской думы от фракции КПРФ поддержали Виталия Веркеенко, по сути, представителя власти… Не будет ли подобной ситуации на этот раз?
— Да, мы поддержали Виталия Веркеенко, и он наши надежды оправдал. У нас не было к нему вопросов, как к мэру Владивостока. Это был умный, интеллигентный человек. Надо отдать ему должное, он занимался больше хозяйственной работой, а не политикой. Думаю, поэтому он и слетел с должности, потому что не обеспечил «нужное» голосование во Владивостоке, за него первый зам. Литвинов, сидел в советском ТИКе и пытался «подбить» результаты. Для нас было принципиально, что Веркеенко всегда выступал за прямые выборы мэра. Когда он был главой, то приходил в краевой комитет КПРФ, садился вот за этот стол, и отчитывался о своей работе перед депутатами городской думы от КПРФ.
Что же касается будущего избрания главы города, мы всегда говорили, что выступаем за прямые выборы мэра. Именно граждане должны решать, кто у них будет градоначальником. Избрание мэра узким кругом депутатов в принципе неправильно.
Что касается момента голосования, мы однозначно будем бойкотировать всех кандидатов от «Единой России». Есть небольшая вероятность, что мы могли бы проголосовать за, образно говоря, «нового Веркеенко». То есть, за достойного человека, не единороса, хозяйственника, при условии, что он заявит о своей поддержке прямых выборов мэра. Пока из списка тех, кто подал документы, мы такого человека не увидели. Но там полсотни кандидатов, нужно изучать внимательно.
— Ходят упорные разговоры, что один из кандидатов, депутат Заксобрания Игорь Чемерис, который не первый год очень хочет стать мэром, ведет активную работу с депутатами городской думы, в том числе, с фракцией КПРФ. Образно говоря, звучат предложения, от которых трудно отказаться. А ведь голосование по выборам мэра будет закрытое, так что результат может быть неожиданный. Простите за предположение, но где гарантия, что депутаты-коммунисты не проголосуют тайно за кого им вздумается?
— Исключено. У нас отработала система по тайному голосованию. Перед тем, как опустить бюллетень в урну, каждый депутат от КПРФ обязан подойти и показать бюллетень руководителю фракции.
— Разве это демократично?
— Демократично! Потому что было принято решение партии, а депутат-коммунист обязан его выполнять. Партийная дисциплина — основа основ. Что касается Чемериса, то нет на свете такого количества денег, и таких аргументов, чтобы можно было убедить нас проголосовать за его кандидатуру. Это ярый представитель «Единой России», он не раз высказывал свое негативное отношении в адрес депутатов-коммунистов, политики КПРФ. Здесь вопрос принципиальный. Какие бы сплетни кто не распускал на этот счет, никто никогда на это не пойдет. Мэр должен быть фигурой объединяющей, а не разъединяющей.
«Почему Корж не сушит сухари?»
— Анатолий Николаевич, давайте обсудим еще одну интересную фигуру — мэра Уссурийска Евгения Коржа. У человека радость, дело уголовное прекратили! Что думаете по этому поводу?
— Такое решение — нонсенс и политический скандал. Могу сказать, мы этого так не оставим. Будем писать жалобы в прокуратуру и другие инстанции. У жителей Уссурийска давно назрел вопрос: почему Корж не сушит сухари? Нам, в КПРФ, совершенно понятно, почему. Корж на прошедших выборах губернатора оказал огромную услугу власти. Все помнят, какой цирк с подсчетом бюллетеней творился в этом городе. Видимо, это расплата. Сорок тысяч рублей штрафа вместо уголовного дела — это просто смешно. Лишнее доказательство, что власть своих не бросает.
— В этом году в Уссурийске выборы в городскую думу. Уже решили, кто будет баллотироваться?
— Уссурийск для нас — принципиальный город. На предстоящих выборах мы должны наказать тех, кто фальсифицировал выборы в сентябре. Такую задачу перед нами ставят Геннадий Андреевич Зюганов и федеральное руководство партии. На выборах в гордуму мы намерены задействовать большое количество наблюдателей, привезем из Владивостока и Находки, если потребуется. Нарушителей закона будем ловить за руку и предавать в руки закона.
Мы уже сейчас формируем команду, сплав молодости и опыта. Не исключаем участие в выборах предпринимателей, которые развивают сельское хозяйство. Мы понимаем, что Уссурийск — это город исторически купеческий — надо будет донести людям программу КПРФ по работе с частными предпринимателями.
«Это Ельцин, только молодой и трезвый»
— Правда ли, что после выборов губернатора в КПРФ в Приморье пришло много новых людей?
— Прием был большой. В ряды КПРФ вступило много умных, талантливых людей. К примеру, коллектив молодых ученых из ДВО РАН. Много молодежи пришло, численность комсомольцев сильно увеличилась.
Есть простой ответ, почему это происходит. Умные люди понимают, что только КПРФ является реальной оппозицией. Мы — носители коммунистической идеологии, это очень важно, и молодежь это понимает. Для них это не ностальгия по СССР, как кому-то кажется. Они не помнят то время, но они понимают систему. Они знают, что при Сталине в стране не было коррупции, а цены снижались каждый год. Они видят, как активно и успешно развивается соседний Китай — социалистическое государство. Кроме того, молодежь всегда чувствует несправедливость, как никто другой. Они видят единственную партию, кто с этой несправедливостью борется и ставит эти вопросы на повестку дня.
— Но как же Навальный?
— К нам приходит немало ребят от Навального. То, что он делает, несерьезно. Вывести на протест, подставить и кинуть — вот его методы. А что человек предлагает? Ну, ладно, нашел он дачи чиновников, дальше что? Ведь он не говорит о том, что надо их национализировать, как того требуют коммунисты. Это потому, что Навального финансируют такие же олигархи, только другого лагеря. Поэтому его лозунги — они не против власти, а против страны.
КПРФ, в отличие от Навального, первое, что предлагает — национализацию всех отобранных у народа природных богатств и налог на сверхбогатых. У Навального таких требований нет. Зарубежные политтехнологи сделали из него харизматичного политика.
Геннадий Андреевич Зюганов очень точно его охарактеризовал: «Навальный — это Ельцин, только молодой и трезвый». Они даже внешне очень похожи.
Плевок в избирательную систему
— Анатолий Николаевич, давайте еще раз вернемся к событиям жаркой осени 2018. Вы не жалеете, что кандидатом в губернаторы выдвинули Ищенко, а не Самсонова или, к примеру, Долгачева?
— Мы ни о чем не жалеем. Мы всегда несем ответственность за те действия, которые предпринимала партия. Другой момент, что на ошибках учатся. Хотя мы отдаем себе отчет, что в ходе выборной кампании наш кандидат не всегда выполнял то, что мы рекомендовали. Вопросы вызывали, в частности, непонятные люди, которые себя называли сторонниками Андрея Ищенко, с явными либеральными, порой антикоммунистическими убеждениями. Был и такой персонаж, который своими заявлениями и выходками явно дискредитировал не столько Ищенко, сколько КПРФ, которая выдвинула кандидата, называя себя «руководителем» предвыборного штаба Андрея Ищенко.
Сейчас нет смысла говорить про то, что было бы, если бы мы выдвинули Самсонова или Долгачева. Каждый человек для себя проходит определенный этап, когда он может сломаться, как личность, или наломать дров. Политика, известность, слава — серьезное испытание. Как говорится: дай власть и проверь, каким становится человек. К примеру, я в 21 год стал депутатом городской думы. Представляете? Прихожу на занятия в институт, а на груди депутатский значок. В то время я для себя решил: если начну гордиться, что я депутат, то сломаюсь на всю жизнь. Считаю, это испытание я для себя выдержал. Мне сейчас 32 года, третий созыв во власти, но, поверьте, никогда не ощущал, что я чем-то отличаюсь от своих товарищей. Просто так сложилось, что комсомол и партия возложили на меня, доверили эти обязанности… Опять же, есть четкое понимание, что мой жизненный путь, да и многих моих товарищей по борьбе, сложился так, а не иначе, только благодаря КПРФ. По одиночке мы — никто.
Губернаторами, равно как и депутатами нас делает доверие избирателей именно к КПРФ. И тем важнее беречь, прежде всего, не свой авторитет, а авторитет партии, защищать КПРФ от примазывающихся к ней на разных этапах борьбы врагов, случайных людей. Скромно жить гораздо легче, чем когда твое эго тебя пересиливает настолько, что ты начинаешь говорить о себе в третьем лице. Это плохо, прежде всего, для самого человека. В этом смысле, может, стоит поддержать Андрея Ищенко. Думаю, для него результат выборов стал тяжелым испытанием.
— Все-таки, что послужило главной причиной сложного решения, когда приморские коммунисты отказались от участия в повторных выборах губернатора?
— Да поймите, не стоял вопрос — участвовать ли нам в выборах или нет! За нас это решила власть. Нам просто не дали возможность участвовать! Имеет смысл коротко напомнить ситуацию. Партийная конференция по выдвижению в губернаторы должна была состояться 27 октября, в субботу. Мы к этой конференции готовились и планировали выдвинуть Андрея Ищенко. Но вечером 26 октября приходит письмо от «Почты России». Фактически за 10 часов до конференции нам сообщают, что «Почта России» расторгает с нами договор об аренде клуба связи: это то место, где мы 15 лет проводили наши мероприятия и планировали провести выдвижение. Такой ситуации не было за многие десятилетия, к такому удару никто не оказался готов. Мы даже рассматривали вариант провести конференцию на улице, но юристы сказали, что это невозможно. На улице нельзя провести тайное голосование, там нельзя ставить кабинки, тем более, о смене места нужно было уведомить крайизбирком. Пришлось перенести конференцию на следующие выходные.
Власть времени не теряла. Спустя неделю мы узнаем, что в 11 муниципалитетах «мурзилки» типа Митволя, Сурайкина, других кандидатов фактически выбрали весь муниципальный фильтр. Для этого их и приглашали из Москвы. Лимит депутатов, которые могли поставить подписи за выдвижение кандидата в губернаторы, был исчерпан, после чего смысл участвовать в этих выборах пропал — мы не собрали бы муниципальный фильтр! Именно поэтому нам пришлось пойти на сложное решение, которое было неверно истолковано купленными СМИ. Но, повторюсь, в той ситуации это было единственно верное решение.
Напомню, до этого в Заксобрании, когда рассматривался вопрос о назначении даты выборов, мы публично озвучили свою позицию. От имени фракции выступил депутат Артем Самсонов, который заявил, что мы считаем избранным губернатором Андрея Ищенко, что мы не признаем назначения новых выборов, потому что еще со старыми не разобрались. Потому что никто не наказан за явные фальсификации, и как идти на новое голосование, если считать голоса будут те же жулики, из-за которых отменили выборы в сентябре? Считаю, что наша позиция на тот момент была понятна, логична и правильна.
— Почему Ищенко пошел самовыдвиженцем?
— Это было его решение, его собственная инициатива, мы ее восприняли с уважением, попросили депутатов всех уровней, избранных от КПРФ, оказать содействие. Хотя, будучи членом КПРФ, он до этого заявлял, что примет любое решение, за которое проголосуют делегаты конференции. Но, в то же время, он решил так, как решил, а не иначе. Видимо, таким образом хотел удовлетворить не только свои амбиции, но доказать тем сторонникам, которых приобрел на выборах, что пойдет до конца, хотя смысла в этом логически не было.
Что из этого вышло, мы видели. В целом, то, что случилось дальше, доказало правоту КПРФ. Никто Ищенко не зарегистрировал. Стоит проанализировать собранные подписи: где-то они двойные, где-то это подписи не депутатов, где-то с района нужно две подписи, а там их десять. Мы тоже могли пойти на выборы, собрать халтуру и выставить себя жертвами. Обиженных, ущемленных всегда любят в народе. Но мы партия серьезная и должны вести себя серьезно. Участвовать в выборах на тот момент было все равно, что сесть за игральный стол с шулерами, зная, что проиграешь, фактически блефовать. Мы не могли этого сделать.
Поймите, для КПРФ выборы не сама суть. Мы выступаем, прежде всего, за принцип, за соблюдение общегражданских прав. То, что случилось в сентябре, это был плевок не только в души и надежды людей — это был плевок в саму избирательную систему. И если КПРФ участвовала бы дальше в этом фарсе, под названием выборы губернатора Приморья, это значило бы признать, что выборы губернатора 16 сентября отменили правильно. Признать, что мы готовы участвовать в новом подобном «цирковом» представлении. Ведь голоса на новых выборах считали бы все-те же негодяи! Именно поэтому КПРФ решила проявить принципиальную позицию.
Вода камень точит
— Анатолий Николаевич, кто был наказан за массовые фальсификации выборов в сентябре?
— Кроме того, что сняли с должности начальника МЧС, больше, насколько мне известно, никто. Председатель ЦК КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов недавно заявил, что по факту приморских выборных фальсификаций было направлено более 60 жалоб и обращений в Следственный комитет. В том числе, я лично отправлял! Даже ответов нет. Отписок! Реакции — ноль.
Полиция не проводит следственных мероприятий, будто бы ничего и не было. Думаю, явно дана команда игнорировать то, что произошло. Будто бы в сентябре полиция в Уссурийске не окружала администрацию, а МЧС не захватывала Советский ТИК. Все знают, что у коммунистов отобрали победу.
Но сейчас надо отбросить эмоции и действовать, исходя из реалий. А реалии в том, что для нас это тоже большой опыт, задача не сдаваться, укреплять партию дальше, и на новые выборы идти более подготовленными, учитывая ошибки и победы предыдущих кампаний.
— И вас не смущает, что процесс голосования проходит как-то очень интересно?
— Это уже вопрос борьбы с территориальными комиссиями. Мы понимаем все риски, но не намерены отказываться от борьбы. И, к слову, если председатель ТИК Советского района Владивостока или Уссурийского ТИК думают, что мы забыли их проделки на выборах, так они глубоко ошибаются. За каждое преступление будет наказание. Вода камень точит. Мы будем планомерно писать во все инстанции. Рано или поздно, Следственный комитет возбудит дело.
Мы будем вешать на улицах портреты тех, кто фальсифицирует выборы. Пусть люди видят и знают этих «героев» в лицо. В газетах будем про этих жуликов публиковать. Фальсификаторов избирательных кампаний никогда не забудем, не простим.
Лада ГЛЫБИНА
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА и PortoFranko