Слежка в соцсетях. Кремль внедряет систему мониторинга «Инцидент» в Приморье
Кремль запускает программу отслеживания реакции региональных властей на недовольство россиян, высказываемое в социальных сетях. К 2019 году ее распространят по всей стране, а сейчас она тестируется в нескольких регионах, включая Приморье.
Контроль соцсетей
Как сообщает РБК со ссылкой на свои источники, новая система мониторинга «Инцидент менеджмент», разработанная компанией «Медиалогия», позволяет отслеживать важные сообщения в пяти социальных сетях — «ВКонтакте», Facebook, Instagram, Twitter и «Одноклассниках» — и реакцию сообществ на действия властей. Мониторинг ведется по ключевым словам, его результаты попадают к региональному администратору. Тот решает, какие сообщения нуждаются в ответе властей, и сортирует темы по профилям на уровне региональных министерств или муниципалитетов. Власти должны ответить на сообщение в соцсети. Ответ автоматически приходит региональному администратору в рамках той же системы «Инцидент».
Несколько постов по одной теме в разных соцсетях можно объединять в один кейс — он будет называться «инцидент», и тогда ответ официальных структур на него автоматически будет отправляться ко всем сообщениям по этой теме вне зависимости от соцсети. По всем отработанным и необработанным «инцидентам» ведется статистика, которую в режиме реального времени при помощи программы могут наблюдать сотрудники муниципальных и региональных администраций, а также администрации президента.
Отрабатывать каждый «инцидент» местные власти должны в течение суток с момента его регистрации в системе, пересказал услышанное на обучающем семинаре региональный чиновник. По его словам, со стороны администрации президента этим направлением занимается управление по общественным проектам (его курирует первый заместитель руководителя кремлевской администрации Сергей Кириенко).
Должно быть отстроено
В «Медиалогии» сообщили, что изначально продукт разрабатывался для компаний, которым нужно управлять репутацией бренда в соцсетях. Первым регионом, в котором запустили пилотную версию «Инцидента», стало Подмосковье, а в марте начали подключать и другие регионы — прежде всего те, в которых в сентябре пройдут выборы губернаторов. На данный момент программа в тестовом режиме действует в десяти регионах, в том числе ее осваивают в Приморье. «До конца года все должно быть отстроено во всех регионах», — сообщил региональный чиновник.
Необходимость уделять больше внимания реакции на негативные для власти сообщения в соцсетях стала очевидна после всплеска комментариев в связи с трагедией в кемеровской «Зимней вишне» и других ситуациях, — пояснил собеседник РБК, близкий к Кремлю. Власти регионов продемонстрировали неспособность адекватно реагировать на всплески недовольства в интернете, а администрации президента надоело бороться с последствиями некомпетентности местных чиновников, добавил он. Регионам рекомендовали больше внимания уделять работе в соцсетях, заключил источник.
— В Кремле хотят локализовать негатив и контролировать повестку именно в соцсетях, потому что считают, что нужно быть ближе к потребителю информации, а соцсети становятся все более популярны. Если не по уровню влияния, то по аудитории крупнейшие группы превосходят многие региональные СМИ, — пояснил чиновник.
Конвейер ответов
Внедрение такой системы несет риски возрастания нагрузки на рядовых региональных чиновников и конвейера однотипных ответов, полагает директор Центра экономических и политических реформ Николай Миронов. Причина недостаточной реакции властей на жалобы — не в незнании этих проблем, а в сложности их решения, считает эксперт.
— Многие из них не могут быть решены на региональном уровне из-за нехватки средств или из-за отсутствия компетенции. Это почти весь блок, связанный с бедностью, недостатками социальной инфраструктуры, тарифами. К тому же неясно, как региональные власти ответят на жалобы в связи с федеральными инициативами повышения НДС и пенсионного возраста, — резюмирует политолог.
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА