Эх, хвост-чешуя. Скандально известный бизнесмен больше ничего не поймает в Приморье
Росрыболовство впервые начало расторгать договоры по квотам на добычу рыбы с компаниями, которые, по данным ФАС, незаконно находятся под контролем иностранного инвестора, — заявили в ведомстве. Речь идет о целой группе компаний, которые контролирует известный в Приморье бизнесмен Дмитрий Дремлюга. Исключением может стать одно предприятие, которое теперь принадлежит Глебу Франку.
Лишили добычи
— В настоящее время Росрыболовство проводит процедуры по расторжению договоров о закреплении долей квот ряда рыбодобывающих организаций, незаконно находящихся под контролем иностранного инвестора. Эти меры направлены на обеспечение прозрачности рыбодобывающей отрасли, на обеспечение безопасности государства, — отметили в Росрыболовстве. Процедуры проводятся на основании заключений Федеральной антимонопольной службы России.
По данным РБК, речь идет о пяти предприятиях: ООО «Атлантика», АО «ХК «Дальморепродукт», ООО «Тайфун», ООО «Краб ДВ» и ООО «Зарубинская база флота». Все они были признаны Федеральной антимонопольной службой нарушителями закона. Как считает ФАС, до получения права на добычу водных биоресурсов эти компании находились под контролем иностранного инвестора — гражданина Украины Дмитрия Дремлюги. На основании заключений ФАС, направленных в Росрыболовство в конце 2018 года, его территориальные управления уже аннулировали этим юрлицам разрешения на добычу. В свою очередь, центральный аппарат Росрыболовства начал расторгать договоры о закреплении долей квот за этими компаниями.
Это первый случай, когда российские компании, признанные подконтрольными иностранцам, лишаются квот, — уточнили в Росрыболовстве. Там напомнили, что в конце 2014 года были внесены изменения в федеральный закон о рыболовстве, поправками предусмотрен прямой запрет на добычу рыбы российскими предприятиями, находящимися под контролем иностранного инвестора (может прямо или косвенно распоряжаться больше 50%). Иностранный инвестор должен получить разрешение специальной правкомиссии. За нарушение этого порядка компании принудительно лишаются прав на добычу. Высвобождающиеся квоты должны быть выставлены на аукцион.
Клешни расставил
Лишенные квот компании вели на Дальнем Востоке промысел минтая, трески, краба, кальмара и еще некоторых видов водных биоресурсов, например морского ежа. В год эти компании вправе были добывать более 1,3 тыс. т минтая, более 800 т трески, до 200 т крабов, более 700 т кальмаров. Всего в регионе в 2018 году было выловлено, по данным Росрыболовства, около 1,5 млн т минтая, примерно 120 тыс. т трески, 75,2 тыс. т крабов, 98 тыс. т кальмаров. Часть договоров о закреплении долей квоты на добычу эти компании заключили с Росрыболовством в 2008 году сроком на десять лет. Как выяснила ФАС, владельцем всех предприятий был бизнесмен Дмитрий Дремлюга.
Личность в крае известная. Сам он родился в Одесской области, в Приморье переехал в 1990-е годы. В 1999 году гражданин Украины Дмитрий Дремлюга, проживавший в Приморском крае, указом президента Бориса Ельцина получил российское гражданство. В 2000-х Дремлюга получил контроль над старейшим в Приморье рыбопромышленным холдингом «Дальморепродукт». Долгое время был партнером еще одного известного в Приморье бизнесмена — Руслана Кондратова. Из Владивостока Дремлюга уехал в 2012 году, когда у правоохранительных органов появились вопросы по нескольким уголовным делам, в частности связанным с махинациями на крабовых аукционах.
Напомним, в 2010 и 2012 годах Росрыболовство проводило аукционы по распределению прибрежных крабовых квот на юге Приморья — от Золотого мыса до корейской границы. Позднее итоги конкурсов признали недействительными, был доказан картельный сговор: все участники принадлежали одному лицу — а именно Дремлюге. Квоты, за которые предприниматель заплатил 371 млн руб., в мае 2017 года были проданы в 33 раза дороже — за 12,4 млрд.
С декабря 2012 года Дремлюга «постоянно проживает на территории иностранного государства и не является налоговым резидентом Российской Федерации», следует из материалов судебного разбирательства между ФАС и ХК «Дальморепродукт». В письме ФСБ, которое упоминается в судебных материалах, сказано, что Дремлюга объявлен в международный розыск «за совершение экономических преступлений» на территории России.
В судебных решениях описывается схема, по которой Дремлюга «прямо и косвенно» контролировал российские рыбодобывающие компании. Например, в 2014–2016 годах 72,8% ОАО «ХК «Дальморепродукт» бизнесмен с двойным гражданством владел через сингапурский офшор DVS-R Pte. С мая 2016-го по февраль 2017 года эта доля принадлежала уже через цепочку компаний дочери Дмитрия Дремлюги Алене. Похожие схемы были и в других компаниях.
Исключение для Франка
Процедура лишения квот компаний, которые контролировал Дмитрий Дремлюга, затрагивает и крупнейшего добытчика минтая — Русскую рыбопромышленную компанию (РРПК), принадлежащую сыну главы «Совкомфлота» Сергея Франка и зятю Геннадия Тимченко Глебу Франку.
РРПК в марте 2017 года купила часть бизнеса Дремлюги — АО «ДМП-РМ». За ней закреплены квоты на добычу минтая и сельди — 61 тыс. т минтая и 12 тыс. т сельди в год. Компания была создана в 2014 году в результате реорганизации всего холдинга «Дальморепродукт». Крупнейшим акционером этой компании с долей 72,77% была сингапурская DVS-R Pte — ее бенефициаром был признан Дремлюга.
В 2017 году у ФАС возникли вопросы к АО «ДМП-РМ», как и к другим компаниям, связанным с Дремлюгой. По итогам проверок ФАС обратилась в суд для признания подконтрольным иностранному инвестору и АО «ДМП-РМ». Параллельно собственники РРПК (на тот момент помимо Франка в их число также входил брат губернатора Подмосковья Максим Воробьев) сделали предложение о покупке ДМП-РМ.
После ряда разбирательств ДМП-РМ и ФАС договорились заключить мировое соглашение, оно может быть утверждено 1 марта 2019 года.
Фото ТАСС, Глеба ИЛЬИНСКОГО («Приморская газета») и Юрия МАЛЬЦЕВА (из архива)