Новые ужесточения за езду. Стало известно, что ждет автомобилистов в 2019 году
Ужесточение ответственности за езду без прав, возможность записаться в подразделения ГИБДД через колл-центр, а также ответственность для автошкол за некачественную подготовку и внесение изменений в ПДД не чаще чем раз в год. Об этих и других нововведениях рассказал начальник Госавтоинспекции Михаил Черников.
Михаил Черников анонсировал ряд разработок и проектов в ходе итоговой годовой пресс-конференции. Первое заявление касается законопроекта, который усиливает ответственность за езду без прав. Действующий штраф за езду для водителей, не имеющих прав, составляет 5–15 тыс. руб., но такая санкция неэффективна, считают в МВД. Новая статья установит наказание за повторное управление авто без прав — штраф 20–30 тыс. руб., административный арест до 15 суток или обязательные работы на срок до 200 часов, пояснил господин Черников. Санкция будет назначаться судом.
Глава ГИБДД также разъяснил ситуацию по поводу моратория на внесение изменений в ПДД. Представители Госавтоинспекции, напомним, предложили временно не вносить в правила поправки, так как граждане не успевают к ним адаптироваться. Михаил Черников пояснил: планируется создать межведомственную рабочую группу при правительственной комиссии по безопасности движения (возглавляет вице-премьер Максим Акимов), которая будет аккумулировать идеи по поправкам в ПДД и вносить их «пакетно», но не чаще чем раз в год или даже реже. Это предложение уже направлено в правительство, отметил глава ГИБДД, в первом квартале 2019 года оно будет рассмотрено в Белом доме.
Еще одно нововведение — появление колл-центров ГИБДД для записи на «Госуслуги». Сейчас для регистрации автомобиля или сдачи экзаменов нужно лично прийти в подразделение или записаться через портал госуслуг.
— Население, к сожалению, не всегда имеет доступ к интернету, и зачастую, не зная об электронных системах, приходят в подразделения в «живую очередь»,— пояснил Михаил Черников.— В колл-центр можно будет позвонить, продиктовать, к примеру, VIN-номер автомобиля, мы сформируем заявление и определим место, где гражданину комфортно и удобно предоставить госуслугу.
В 2019 году такая опция появится во всех регионах, заверил он. Начальник ГИБДД также затронул ситуацию с подготовкой водителей. Недавно Госавтоинспекция обнародовала данные, свидетельствующие о низком уровне обучения будущих водителей: количество попыток сдать экзамены растет, количество получивших права падает, при этом аварийность с участием новичков увеличивается. Правительственная комиссия по безопасности движения уже поручила ГИБДД проработать систему постлицензионного контроля автошкол.
Михаил Черников анонсировал и еще одно ужесточение: введение материальной ответственности для образовательных организаций за некачественную подготовку. Речь идет в том числе о случаях, когда начинающий водитель попадает в аварии в течение двух лет после получения прав.
— Мы этот вопрос будем отрабатывать,— пояснил он, отвечая на вопрос газеты «Коммерсант».— Молодые водители должны понимать, что они только-только интегрируются в транспортные потоки и вести себя нужно с особой осторожностью. И если автошкола не научила водителя необходимым нормам поведения, то здесь какая-то ответственность может и появиться.
Господин Черников также пояснил ситуацию про автомобили, которые ездят по улицам с нечитаемыми номерами. Сейчас в ст. 12.2 КоАП РФ есть два вида наказания: штраф 500 руб. за нечитаемые, грязные и установленные с нарушением ГОСТ госзнаки, а также — штраф 5 тыс. руб. или лишение прав за целенаправленное видоизменение и закрытие номеров разными пленками, рамками.
Недавно вышло разъяснение Верховного суда, из которого следует, что само по себе наличие снега или льда на номере не означает, что водитель целенаправленно загрязнил госзнак, чтобы он не читался.
— Если правонарушение можно устранить на месте, то лицо к ответственности не привлекается,— отметил Михаил Черников.— Есть и умышленные загрязнения номеров с помощью специальных средств, если такие факты будут выявлены, то водитель будет привлечен. У нас нет задачи по администрированию штрафов как в автоматическом, так и в ручном режиме.
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА (из архива)