Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

Туристические бла-бла-бланки. Одна из наиболее приоритетных отраслей Приморья переживает очередной — запланированный властями — кризис в работе

Рубрика: Бизнес
06.09.2017

Из Соединенных Штатов Америки всякий может без особых затруднений попасть в соседние страны, Канаду и Мексику, без излишних формальностей и проволочек. Из современной России, давно взявшей рыночный курс в экономике и демократический — в политике, попасть в соседний Китай не столь просто, хотя между РФ и КНР уже 25 лет действует межправительственное Соглашение о международном автомобильном сообщении от 18 декабря 1992 года.

Но вышеупомянутое соглашение — лишь слова на бумаге. А на практике его реализовывают люди. Которые, зачастую, действуют не по букве и духу данного документа, а наоборот.

Первым камнем преткновения на пути реализации данного соглашения, стали пункты пропуска на российско-китайской границе, а вернее — отсутствие таковых. В начале 90-х строить и оборудовать погранпереходы государство не горело желанием, да и не имело особых возможностей — и это дело было отдано «на откуп» частным предпринимателям. Те, преследуя собственную выгоду, переходы построили и мало-мальски оснастили всем необходимым для работы пограничного и таможенного контроля. Но в процессе добились тесной смычки с этими государственными структурами, вследствие чего на границе с КНР пышно расцвела контрабанда: из России в Китай и транзитом через него пошли ресурсы, вплоть до стратегически значимых, а в обратном направлении — продукты и ширпотреб. Да в таких масштабах, что в 2005-2006 годах на эшелоны контрабандного «шмурдяка», доставлявшегося с Дальнего Востока в столицу на пресловутый «Черкизон», обратил свое внимание президент Владимир Путин. Заявивший о недопустимости «приватизации метра госграницы частниками» и строго спросивший: «А где посадки?».

Посадки не замедлили последовать, равно как и меры по удалению с погранпереходов частного капитала — построенные и оборудованные бизнесменами пункты пропуска были массово безвозмездно переданы государству в лице созданного федерального агентства по обустройству государственной границы (Росграница), существовавшему с 2007 по 2016 годы. Однако эти меры хотя и ограничили в определенной степени поток товарной контрабанды в обе стороны, но радикально проблему не решили: пункты пропуска на нашей стороне границы с КНР остались далеки не только от совершенства, но и от аналогичных пунктов на китайской стороне.

Зато даже после спешного отъезда из России основных подозреваемых в организации преступного сообщества контрабандистов, в Приморье продолжали и продолжают действовать основанные ими компании. Занимающие поныне ведущие позиции в своих отраслях: внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении, грузоперевозках и туризме с пассажирскими автоперевозками. А ряд бывших партнеров и менеджеров из этих компаний переквалифицировались в чиновники соответствующих профильных ведомств и структур — сохраняя ту самую «смычку» бизнеса с контрольными органами, зародившуюся на заре внешнеэкономической деятельности и безвизового туристического обмена между РФ и КНР.

Эта их «смычка» на протяжении ряда лет была направлена на сохранение их лидирующих позиций на рынке, на прессинг и сдерживание конкурентов — с «молчаливого согласия» краевых властей или, того хуже, при их поддержке. В целом же ситуация в туристической отрасли края далеко не блестящая: на фоне постоянных заявлений губернатора Приморья и других должностных лиц администрации о необходимости развития туризма, о его роли в экономике края, о перспективах наращивания потока туристов в Приморье, в реальности перевозчики, работающие на китайском направлении, продолжают свою деятельность по давно устаревшему соглашению 25-летней давности. Несмотря на то, что многие реалии с тех пор радикально изменились: значительно расширилась инфраструктура, увеличился туристический поток, причем не только в шоп-туры для беспошлинного провоза товаров, но и непосредственно с туристическими целями: экскурсий, отдыха, курортного лечения и т.д. А помимо устаревшего документа активному развитию туроператоров в крае мешают еще и искусственно создаваемые административные барьеры. Которые, в принципе, не так сложно устранить — но политика администрации края и других ведомств, включая тот же Минтранс, которому с прошлого года были переданы функции Росграницы в отношении пограничных пунктов пропуска, направлена на поддержание сложившегося в отрасли положения.

Так одной из главных препон на пути расширения турпотока в КНР и обратно, является низкая пропускная способность автопереходов, которые на протяжении ряда лет не могут справиться с имеющимися объемами пассажирских автоперевозок туристов. Люди бывают вынуждены часами ожидать на переходах оформления пересечения границы — приоритет отдается автобусам регулярных маршрутов, которые для туристов не удобны из-за необходимости самостоятельно добираться до места посадки на них (ведь ходят эти автобусы лишь из Владивостока и Уссурийска, не охватывая другие районы Приморья в полной мере), а по прибытии на территорию КНР — добираться до гостиниц, совершать экскурсионные поездки, доставлять и оформлять багаж.

Так называемые «заказные» автобусы турфирм в этом плане предпочтительнее за счет удобства: он принимает группу туристов в месте посадки, доставляет до гостиницы в Китае, осуществляет перевозки по китайской территории, и таким же образом вывозит туристов обратно вместе с их багажом. Но именно их работа регулярно блокируется за счет задержек с оформлением на пунктах пропуска, а кроме того — за счет регулярного, из года в год возникающего, дефицита специальных бланков для оформления пересечения госграницы, т.н. бланков типа «В» для пассажирского автотранспорта.

Эти бланки ежегодно распределяются на заседаниях рабочей группы представителями РФ и КНР, причем российской стороне достается больше бланков типа «С», для грузового транспорта, а китайской — бланков типа «В», для пассажирских автобусов. К примеру в текущем году перевозчикам российских турфирм выделили 3000 бланков, — причем, это на всех, работающих в Сибири и на Дальнем Востоке! — а китайским — 23500. Хотя китайская сторона свои лимиты из года в год не осваивает, а российским туроператорам с их перевозчиками бланков хватает лишь на 7-8 месяцев работы.

И в нынешнем году ситуация повторилась: бланки типа «В» у перевозчиков приморских турфирм стали заканчиваться уже к июлю, что называется — в разгар сезона. И турфирмы рассчитывали, что на очередном заседании рабочей группы, проходившем 18-20 июля в г. Ченду (КНР), как обычно, перераспределят бланки, не использованные Китаем. Но этого не случилось и множество турфирм края «сели на мель», оказавшись вынуждены слать экстренные телеграммы в Минтранс, в Минвостокразвития, в правительство России, полпреду президента в ДФО и первому вице-премьеру Юрию Трутневу — с одной и той же просьбой: экстренно вмешаться в ситуации и принять меры к разрешению кризиса.

Ведь на самом деле, о каком опережающем развитии туристической отрасли края можно говорить при таких условиях работы для турфирм? Чего стоят на деле все эти слова? Не обычное ли это «бла-бла-бла» с трибуны, тогда как на практике все упирается в бланки — обычные бумажки, без которых, тем не менее, туроператоры становятся «букашками», а туристы при поездках в Китай вынуждены терпеть неудобства и нести лишние траты? В чьи кошельки идут эти траты, кто получает дополнительные доходы и возможность роста и развития? Вот об этом впору задуматься властям, вместо презентации новых прожектов.

Виктор БУЛАВИНЦЕВ

Вместо комментария

Министру транспорта РФ Соколову М.Ю., первому вице-премьеру правительства РФ, полномочному представителю Президента России в ДФО Трутневу Ю.П., министру по развитию Дальнего Востока Галушке А.С.

Телеграмма

Настоятельно просим обратить внимание на ситуацию, повторяющуюся в туристической отрасли Приморского края из года в год. Суть проблемы — в ограниченном количестве бланков типа «В» на пересечение границы между РФ и КНР пассажирскими автобусами не регулярного сообщения: российской стороне таких бланков выделяется 3000 (три тысячи) штук в год на все регионы Сибири и Дальнего Востока, а китайской — 23500 (двадцать три тысячи пятьсот) штук в год. В результате такого распределения бланков китайская сторона свой лимит не выбирает, тогда как перевозчикам российских туристических компаний, осуществляющих провоз туристов на не регулярных автобусных рейсах, бланков типа «В» остро не хватает. Их нехватка вызывает простои в деятельности, влечет необходимость доставки туристов на регулярных автобусных маршрутах с дальнейшим привлечением транспорта китайской стороны для трансферов и экскурсий. Это приносит дополнительный доход предприятиям в КНР и владельцам регулярных маршрутов в РФ — за счет излишних обременительных расходов для турфирм и собственно туристов. Что усложняет деятельность отечественной туристической отрасли вместо ее развития. В нынешнем году ситуация с нехваткой бланков «В» повторилась — бланки закончились в июле, однако на заседании рабочей группы по автотранспорту представителей КНР и РФ, проходившем 18-20 июля с.г. в г. Чэнду (КНР) данный вопрос не был решен. В связи с вышеизложенным просим принять незамедлительные эффективные меры для устранения данной ситуации, препятствующей работе туристической отрасли Приморья.

Директор ООО «Туристический центр «Афина-Паллада» Чепелева Н.М.

Фото PortoFranko и VL.ru