Власть переменилась. К чему привел политический «переворот» в Приморье
Когда не было ничего, и вдруг появилось всего много и сразу, неизбежно возникает вопрос: а почему дали не все, что хотелось бы? Именно в этом самая большая проблема новой администрации Приморья, которая за два последних месяца в режиме МЧС, «пирогами и блинами, и сушеными грибами», тушила социальный пожар, доставшийся в наследство. Накануне выборов губернатора, 16 декабря, на ум приходит известная песня Семена Слепакова: «Что будет, если нет?..».
А у нас во дворе
За двадцать лет работы в журналистике разучилась верить социологии. Проверено — самая лучшая социология у себя во дворе. Рассказываю. Три недели назад меня, как старшую по дому, начали одолевать жильцы. Человека три подошли с одной и той же бумажкой, распечатанной с сайта на принтере.
— Давайте подписи собирать! Программа — «400 дворов»! Нам тоже надо. У нас на детской площадке одна песочница, куда только собаки ходят. Скоро ее совсем машинами заставят!
Скажу сразу — подписи собрали, на сайт отправили, в программу не попали. Потому что таких желающих — пол Приморья, как выяснилось. И всем надо. Народ в доме расстроился, но и взбодрился, как ни странно.
— Ладно, в этот раз не попали, так сами виноваты, поздно подписи начали собирать! Говорят, программу до тысячи дворов расширили. В следующий раз, как только сбор подписей объявят, сразу собирать начнем…
Другой пример. Хожу в центр офтальмологии, на физио. Руководитель — Анжела Кабиева, добрая моя знакомая. Захожу вчера к Анжеле Анатольевне в кабинет, смотрю — бумаги подписывает, с удовольствием, что нечасто бывает у начальников.
— Справки для получения компенсаций за коммунальные платежи! — улыбается. — Каждому работнику нашего учреждения. Приятно! Это уже не слова. Это людям помощь реальная. А еще сегодня совещание в департаменте было. Сертификаты пришли на медицинскую технику. Главным врачам выдавали. Знаешь, вот стоит главврач из Арсеньева и к груди эту бумажку прижимает, сертификат на аппарат УЗИ. А другой главврач — сертификат на маммограф, которого сроду в той больнице приморской не было. Я такого отношения к медицине со стороны краевой власти не помню. И слушать не хочу, что это перед выборами. Выборов мы много на своем веку повидали. А только вот никто никогда помощи реальной медикам не оказывал… Хотя что тому главному врачу с аппарата УЗИ? Это ж не нам, это — людям. Наконец-то!
Если взять лист бумаги, и начать в столбик перечислять все то, что успела сделать новая краевая администрация за два месяца работы, лист бумаги наверняка, кончится. Помню картину маслом и гору бумаг в кабинете зам. главного врача по хирургии «тысячекоечной», Константина Шведа, когда, в ноябре, готовили документы на новое оборудование, на сумму в 500 млн рублей. И еще ремонт будет. Капитальный. Больнице 40 лет в этом году было, никогда такого не было!
Радует, что не на одной «тысячекоечной» улице грядет праздник. Уже не режет слух фраза — «миллиарды вложений федерального центра ждет здравоохранение Приморья». А ведь еще полгода назад такое предложение было бы из области ненаучной фантастики.
— Обещают, но ничего не дадут! — машет рукой очередной неверующий Фома. И понять такого Фому можно. При том, что годами, да что там годами! — десятилетиями, на приморскую медицину краевые власти не то, что не смотрели, — даже не щурились в эту сторону.
По словам главврача тысячекоечной больницы, Вячеслава Глушко, за все годы существования лечебного учреждения ни один руководитель края шага за порог не переступил! А нынче — косяком в «тысячекойку» пошли, включая министра Скворцову. Как говорится, мелочь, а приятно! К слову, новое оборудование в «тыще» после нового года уже ждут.
Если говорить не о счастливом туманном будущем, а о суровом зимнем настоящем, так уже принят закон, по которому молодые врачи получают по 500 тысяч подъемных, доплаты в 10 тысяч рублей к окладу, а в северных районах — 20 тысяч. Плюс компенсация до 50% коммунальных платежей.
Может, после этого перестанут молодые врачи из Приморья косяками на Сахалин бежать? Странно, но мантра про то, что там все «плохо», почему-то никого не останавливает…
Как махали руками…
Моим личным шоком прошедшей осени стали крысы в элитной владивостокской гимназии №1. Как говорится, доучились до ручки… И это — одна из лучших школ Приморья. Что в других делается, помолчим. Позвонила в Партизанск, знакомой учительнице Ларисе Адамук.
— Как дела? — спрашиваю. Оказалось, хорошо дела. Из школы ушла, и по этому поводу практически счастлива.
Однако вот дети Ларисы, во Владивостоке живущие, новостями делятся обнадеживающими:
— Молоко стали бесплатно в школе давать, кормить стали вкуснее, внучку в столовой кормят бесплатно — семья многодетная…Мне нравятся меры и решения, которые принимает краевая власть, появилась надежда на будущее. Хотя у нас, в Партизанске, куда ни кинь — всюду клин. Делать надо…все! Дороги в городе подлатали, но не знаю, чья тут заслуга, наверное, краевых властей. В городе-то денег нет, да и власти нет тоже. А хотелось бы, чтобы город был чистый, (улицы у нас не убираются совсем), автобусы целые, (читай — безопасные!) и чистые.
Делать надо всё — это, пожалуй, девиз для всего Приморья разом. Понятно, что все в один момент все — не получится. Надо с чего-то начинать.
Например, с мостов, которые приладились падать в крае, как перезревшие яблоки. Жива в памяти картина, как махал руками на одном из таких порушенных мостов губернатор Миклушевский. Потом Тарасенко махал, уже на другом мосту. Однако кроме сотрясания воздуха первыми лицами толку не было. Для сравнения. При новой краевой администрации мост тоже рухнул, да еще, к великому сожалению, с жертвами. Приморье разразилось гневными комментариями.
— Будем делать по десять мостов в год, — главный ответ краевых властей. Слова подтвердились печатями на бумагах. Край включили в федеральную программу ремонта мостов, и этот аргумент скептикам крыть уже нечем. Конечно, посмотрим, как пойдет. Однако главное в этой истории — деньги, которых раньше на ремонт мостов просто не было.
Приморье — территория с характером. Для местных жителей, потомков суровых и авантюрных переселенцев, это не секрет, но вот, кажется, дошло и до федеральной власти. На нашей далекой окраине могут простить что угодно, но не прощают слабости. Именно это привело к политическому фиаско губернатора Миклушевского, это же не позволило выбраться врио Тарасенко.
Новую краевую администрацию, при желании, авансом можно обвинить в чем угодно, но за эти два коротких месяца стало ясно — рука в крае появилась жесткая, а местами так просто тяжелая. Жители с интересом наблюдают за увольнениями чиновников. Не жалко ни капли. Потому что жизнь в окружающем пространстве так же ни капли не радует. Обманутые дольщики, дети-сироты, многодетные матери… И у всех ворох проблем, которые точно не под силу разгрести за короткие два месяца.
Но хотя направление движения уже радует.
Зачем нам это?
Сколько было разговоров про кнопку «ЭРА-ГЛОНАСС». Сколько возмущений. И вдруг, нате вам, — отменили.
— Как так? — изумилась почтенная публика. — Чего это раньше не отменяли, а тут вдруг! А это все потому, что…
Простите, а мне вот все равно, почему. Скажу больше: как человеку практичному, обеими ногами на земле стоящему, мне очень нравится эта ситуация. Как жителю Приморья, который никуда не собирается уезжать, мне выгодно, что новая краевая власть обладает видимой способностью заходить в самые высокие кремлевские кабинеты и мощно лоббировать интересы территории. Потому что, в силу этого, территория, где я живу, будет активнее развиваться. Все — в плюсе.
Отдельное спасибо — за долгожданный статус столицы! Масштаб этого события многие еще не оценили до конца. А ведь это — настоящий прорыв по многим позициям. Можно задаться вопросом, по чьей вине ворота России в АТР до сих пор были обшарпанной калиткой, висящей на одной прогнившей щеколде. Но, наверное, все понимают, что дальше так нельзя. Статус Владивостока как столицы Дальневосточного федерального округа — это уже не вопрос чьих-то личных амбиций или предвыборных хотелок. Это — геополитика. Заржавелый механизм развития территории надо срочно смазывать. И большими деньгами, и наличием в городе института федеральных чиновников, и развитием инфраструктуры, в том числе.
Кто сказал — зачем нам Музейный центр за миллиарды рублей? Примерно так же десять лет назад спрашивали — зачем нам мосты? Да затем, что жизнь кончается не завтра. И очень хочется оставить нашим детям красивый, современный Владивосток, свободный порт, по-настоящему столичный город. Для этого нужно много и активно строить. Но, главное, для этого нужно умело управлять. Ну, когда-нибудь же должен найтись человек, личных амбиций которого хватило бы на то, чтобы превратить нашу неповоротливую телегу пусть не в лимузин, но хотя бы в приличный автомобиль среднего японского класса. Ладно, уговорили, китайского!
А если серьезно — задачи, которые стоят перед будущей властью Приморья, практически неподьемны в свете уже обозначенных проблем. Чтобы их решить, нужно только одно. Нужна личность, роль которой в российской истории никто не отменял. А все остальное, — все эти партии, московские кланы, соревнование башен Кремля, и прочее и разное, — все это пыль, которая, рано или поздно, осядет на дорогах Приморья.
В том случае, если дороги эти будут идти в правильном направлении.
Пока до света в конце туннеля еще далеко.
Лада ГЛЫБИНА
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА, Игоря НИКИТИНА и Александра САФРОНОВА