«Спекулируют и разбавляют». Сечин начал исполнять свою угрозу
Глава «Роснефти» Игорь Сечин начал исполнять свою угрозу «серьезно разобраться» с независимыми АЗС. Компания полностью прекратила торги моторным топливом на бирже СПбМТСБ, где покупателями в основном выступают именно независимые АЗС и трейдеры.
Вчера совокупный объем биржевых торгов нефтепродуктами упал на 20% по отношению к предыдущему дню, до 69,1 тыс. тонн. Объемы, которые «Роснефть» (крупнейший российский переработчик нефти и прежде ключевой продавец нефтепродуктов на бирже) удержала, будут проданы в результате внебиржевых оптовых сделок либо пойдут на экспорт.
По мнению экспертов, эти действия лежат в русле последних заявлений руководства нефтекомпании. Топливо на бирже покупают в основном независимые трейдеры и АЗС, жесткую кампанию против которых развернула «Роснефть». Глава компании Игорь Сечин в последние дни резко критиковал работу независимых продавцов топлива, обвиняя их в том числе в локальном региональном монополизме: «Мы сейчас с этим будем разбираться очень серьезно».
— Вот в Приморском крае есть огромная компания, которая называется «Октан», у нее девять заправок, и владелец сети на всех углах кричит о том, что вертикально интегрированные компании душат частный бизнес и так далее. Вот у него девять заправок, а он формирует ценообразование в огромном Приморском крае. Как это происходит? — в интервью «Ъ FM» задался вопросом господин Сечин и сам прояснил: «это одно слово — коррупция».
PortoFranko попросил экспертов помочь «разобраться» и объяснить, «как это происходит». Ведь крупными компаниями подписано соглашение о «заморозке» цен до 31 марта будущего года с правительством, их строго контролирует ФАС. А на заправках ажиотаж, а «независимые» АЗС даже пугают забастовками.
— Рост обеспечивают крупные оптовики, которых правительства назвало «спекулянтами» и предложило запретить им участвовать в биржевой торговле, — пояснил генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев.
По словам специалистов, от стоимости барреля нефти рыночные цены на АЗС почти не зависят. Самая большая доля — это акцизы и налоги государства. К примеру, в цене на бензин АИ-92 налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) занимает более 38 % от стоимости бензина, акцизы — 19,16 %, НДС и прочие налоги — 16,54 %. То есть, за три четверти литра (73,8 %) водитель платит государству, а не нефтегазовой компании или АЗС. На заправки бензин, принадлежащих вертикально интегрированным компаниям (ВИНК) вроде «Роснефти», попадает с собственных заводов и складов, на независимые АЗС, если они следуют легальным схемам — через биржу.
— Например, на бирже инвестиционно-финансовая компания «Солид», крупнейший брокер, закупает около 30 % нефтепродуктов и перепродает их. По сути, это не запрещено, но это и есть спекулятивные операции, которые формируют ценовой фон в стране, — поясняет генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
В качестве примера эксперт приводит Приморье, где ситуация наиболее показательна, потому что край удален от большинства НПЗ. Ведущим игроком на рынке является упомянутый господином Сечиным господин Чирсков, акционер сети АЗС «Октант» — он же является президентом некоммерческой организации «Приморский топливный союз».
— Понятно, что в результате такого интересного совмещения должностей этот регионал легко может аккумулировать достаточное количество недовольных в формате союза и направить это недовольство в своих собственных интересах, — подчеркивает Алексей Мухин. — Любопытно, что в Приморском крае некоторые частные сети закупают в несколько раз больше, чем могут реализовать. А когда закупаемые объемы настолько превышают потребности — это означает, что мы имеем дело с классическими перекупщиками и спекулянтами, тесно связанными, к тому же, с местными властями.
В связи с этим интересно, а какова доля рынка независимых сетей в стране. Порядка 30%.
— Но эти 30% как раз и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство, значит, вынуждены даже поднимать цену. Я приведу пример одного из регионов, где у нас шесть АЗС из в целом 300 работающих. Там ценообразование идет по следующей формуле: есть две монопольные структуры, которые диктуют цены, а также еще десяток посредников с различными названиями, но с тем же собственником, что и в сетях. То есть это цепочка посреднических структур, которые формируют цену и транслируют ее уже на сети. Поразительная вещь. И сделки на бирже происходят в интересах только этих компаний, — пояснил позицию «Роснефти» Игорь Сечин.
Эксперты также обращают внимание, что так называемым «независимым» держать низкие цены часто помогает торговля неучтенным бензином, к тому же фальсифицированным, некачественным. По оценке экспертов комитета по энергетике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), объем такого топлива на российском рынке достигает 60 %. То есть, «независимые» толкают вверх цены на бензин — они не подчиняются ФАС и могут перепродавать топливо, которое им вынуждены продавать по низким ценам вертикально интегрированные компании. При этом они же, чтобы увеличить свои продажи, не брезгуют торговать суррогатами и контрафактом. Продажи суррогата выявляются Росстандартом на каждой восьмой АЗС.
Конечно, далеко не все частные сети «спекулируют и разбавляют», но тенденция, как говорится — на заправках. Поэтому крупные компании давно пытаются унифицировать правила игры на розничном топливном рынке, предлагая различные варианты взаимовыгодных условий ведения бизнеса для всех. Та же «Роснефть» выдвинула целый ряд предложений. Среди них — перенос акцизов с НПЗ на АЗС с дальнейшим перечислением налога в бюджет соответствующих субъектов РФ, попутное создание качественной системы идентификации производителя топлива, возможность введения механизма плавающих ставок акциза на моторное топливо с обратной зависимостью от изменения котировок на нефть.
— На самом деле, важно сохранить рыночное ценообразование — это первое. Второе — надо как-то обсудить, я думаю, что этот период времени до 31 марта будет связан с подготовкой универсальных решений, а не просто ручного управления. Универсальные решения должны быть связаны с плавающим акцизом, с переносом акциза с НПЗ на колонку, что позволит и бороться с контрафактом, и перевести этот налог на потребителя, а не на заводы. В-третьих, мне кажется, важно реализовать наше предложение, которое касается распределения справедливой нагрузки на добывающие компании по обеспечению внутреннего рынка, — прокомментировал Игорь Сечин.
Фото Игоря НОВИКОВА и Юрия МАЛЬЦЕВА (из архива)