«И рыбку съесть». Масштабные события предстоят во Владивостоке
Наверное, нет отрасли в Приморье, которая пострадала бы от коронавируса так же сильно, как отрасль туристическая. С улиц наших городов пропали китайские, корейские и японские туристы, и мы внезапно поняли, как же нам их не хватает. Но если обычные граждане испытывают лишь легкую грусть, то предприниматели находятся в глубоком ауте. О потерях в туризме и возможных путях выхода из этой неприятной ситуации шла речь на пресс-конференции, с участием заместителя председателя регионального правительства Константина Шестакова.
— Константин Владимирович, скажите, как велики потери туристической индустрии Приморья от режима ограничений?
— Достаточно велики. За первое полугодие – минус 78,2%. Убытки по отрасли составили порядка 8 млрд рублей, по смежным отраслям – около 17 млрд. Это по отношению к прошлому году, когда туризм в Приморье развивался активно. И все же, несмотря на такой форс-мажор, хочу сказать, что наши работники туротрасли выстояли. Компании, которые на рынке 10–15 лет, в массе своей сохранили работников и дали им возможность держаться на плаву, не уйти в какое-то другое направление. Это очень ответственный подход.
— Что можете сказать о потерях в области промышленного производства?
— Напомню, что промышленность работала. Правительство Приморья сделало все возможное, чтобы предприятия, имеющие непрерывный цикл производства, не прекращали работу ни на день. Это гособоронзаказ, судостроение, судоремонт, горнодобывающие компании.
Мы сделали максимум, чтобы обеспечить санитарно-эпидемиологическую безопасность. Это потребовало больших усилий и вложений. Как видите, не возникло острых и крупных вспышек заболевания коронавирусом на предприятиях, более того, мы даже точечно не останавливали производство.
— Как сказался обвал рубля и рост курса доллара на промышленности Приморья?
— Как ни парадоксально, обвал рубля пошел нам на пользу. Многие наши предприятия являются экспортерами, значит, их выручка от роста доллара увеличилась.
В итоге показатели по 2020 г., которые мы прогнозируем, выше 2019 г. Рост порядка 15–18%. Более того, мы не допустили сокращения штатной численности предприятий. Важную роль в этом сыграла кредитная поддержка, которую оказало государство, направленная на сохранение кадров.
Конечно, это все тоже траты. Мы с коллегами насчитали пять «волн» поддержки, которая оказана бизнесу, а это 4,5 млрд руб. недополученных бюджетом доходов. Разумеется, по некоторым направлениям ситуация не радостная. К примеру, в 2019 г. широко экспортировались, в том числе в Китай, кондитерские изделия. Увы, ограничительные меры не способствуют увеличению спроса на шоколад. В итоге спрос на кондитерские изделия упал и в Приморье и КНР. По этому направлению ждем снижение, это объективно.
— Константин Владимирович, вы сказали о «пятой волне» поддержки предпринимательства. Денег потрачено много, мягко говоря. Эффект есть?
— Оценивать эффект можно будет после того, как мы максимально широко выйдем за рамки тех ограничений, которые сегодня действуют. Как можно оценить эффект от поддержки туристической отрасли, которая сегодня еще закрыта и предприниматели по этому направлению фактически не действуют?
— Но уж провалов в налоговых поступлениях нам точно не избежать. Насколько они велики?
— Падения есть. Поступления налоговых и неналоговых доходов в первом полугодии составили 42 млрд рублей, что на 9,7% ниже уровня первого полугодия 2019 г. Прогнозная оценка валового регионального продукта за январь – май 2020 года – 901 млрд рублей. Это составляет 98% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
Мы не сильно потеряли, потому что наша промышленность работала. У нас есть большие убытки в торговле, туристической отрасли, зато хорошие результаты в транспорте, телекоммуникации и связи.
— Сегодня мы наблюдаем, как приморцев активно зазывают в Сочи. Даже чартеры запустили. А что мы можем предложить жителям западных регионов страны, в ситуации, когда внутренний туризм в бесспорном приоритете?
— Хотелось бы пойти по пути формирования профессионального пакетного тура, рейсов с крупным федеральным чартерным оператором, который помог бы нам усилить тот поток, который мы традиционно принимаем в рамках летнего сезона.
В этом году планируем сделать некое предложение от региона на базе наших ежегодных гастрономических фестивалей. Уверен, это будет очень интересно крупным туроператорам, поскольку на территории России таких продуктов немного. Мы хотели бы сделать акцент на морепродуктах: приглашать жителей западных территорий страны приехать в Приморье и попробовать наших устриц, мидий, крабов.
Ведем переговоры с компанией «Русский минтай», которой хотим предложить проводить «Фестиваль минтая». Также в планах – проведение «Фестиваля тайги». Подчеркну – все это происходит в рамках реализации государственной программы «Развитие туризма в Приморском крае» на 2020-2027 годы». Несколько предложений мы уже сформировали. Хотелось бы, чтобы возникла некая синергия. Чтобы сошлись в одной точке возможности производителей, отельеров, рестораторов, операторов, транспортных компаний. В Ростуризме говорят о том, что с удовольствием поддержали бы подобный туристский продукт, например, в плане субсидий на организацию чартерных линий. Общее одобрение есть, работа ведется.
— Константин Владимирович, есть известный тезис , что после коронавируса мы все будем жить по-другому, мир уже не будет прежним. Скажите, какой главный урок вынесло из пандемии ваше ведомство?
— Прежде мы делали упор в развитии туризма на въездном направлении, на международные и круизные компании. Оказалось, что это не совсем правильный путь в сложившейся ситуации. Нужно переносить акцент на внутренние направления. Равно как и с плодоовощной продукцией. После того, как мы в один момент лишились грузовиков с помидорами и огурцами из Китая, стало понятно, что только собственные тепличные хозяйства могут обеспечить наших жителей. Этим давно пора было заниматься, будем считать, что коронавирус дал мощный толчок. Так всегда происходит. Великие потрясения порождают серьезные перемены. И я не сомневаюсь, что эти перемены будут в лучшую сторону.
Лада ГЛЫБИНА
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА