Роман с причалом. В Приморье «наехали» на Абрамовича: олигарх пока не комментирует
Проблема угольной пыли в российских портах, с шумом поднятая два года назад, но смягчившаяся в последнее время, получила новое развитие в Приморье. «Росморпорт» хочет разорвать договор, по которому у него арендует причалы Находкинский морской торговый порт, за несоблюдение экологических требований — как раз по выбросам пыли. Если договор аренды будут расторгнуты, стивидор не сможет продолжать работу.
ФГУП «Росморпорт» 24 мая подало в арбитражный суд Приморского края иск к Находкинскому порту, подконтрольному через Lanebrook Limited акционерам Evraz Александру Абрамову, Роману Абрамовичу, Александру Фролову и Евгению Швидлеру. ФГУП требует расторгнуть договор, по которому порт арендует причалы, за нарушение природоохранных требований.
Напомним, эпопея с угольной пылью в Находке в июне 2017 года вышла на уровень президента, когда в ходе прямой линии ему пожаловался школьник Андрей Боль. Последовал ряд инспекций и проверок, затем депутаты Госдумы предложили законопроект о запрете открытой перевалки угля (до сих пор не принят). В марте 2018 года первый вице-губернатор Приморского края Александр Костенко призывал «Росморпорт» использовать все средства вплоть до расторжения договоров аренды причалов, чтобы заставить угольных стивидоров в Находке соблюдать нормы. В феврале тогда занимавший пост врио губернатора Андрей Тарасенко (ранее возглавлял Росморпорт, сейчас — замглавы Росморречфлота) обещал приостановить на 90 дней работу Находкинского порта при невыполнении обязательств по снижению выбросов пыли. Буквально на днях губернатор Приморья Олег Кожемяко заявил: «Работа стивидорных компаний по перевалке угля, не выполнивших поручение президента в 2020 году, будет остановлена. Открытой перевалки угля в городе не будет».
Как уточняет «Коммерсант», в 2018 году Находкинский МТП увеличил перевалку на 1,9%, до 10,2 млн тонн, из которых 8,2 млн тонн пришлось на уголь. Адвокат Forward Legal Александр Филатов поясняет, что за несоблюдение требований экологической безопасности сегодня операторы морских терминалов несут ответственность по КоАП в виде штрафов и возможной приостановки работы на срок до 90 суток. Например, в конце марта Находкинский городской суд приостановил деятельности ООО «Порт Ливадия» на 14 суток.
Для минимизации негативного экологического воздействия при перевалке угля, рассказывает господин Филатов, между госорганами и стивидорами подписаны соглашения, по условиям которых операторы терминалов взяли на себя обязанность до 2020 года реализовать комплекс экологических мероприятий. С Находкинским МТП соглашение подписано в мае 2018 года.
— Арендные отношения регулируются законом о морских портах, — пояснил юрист.— Он позволяет государству досрочно расторгнуть договор аренды, если оператор использует имущество не по целевому назначению. Сейчас закон не содержит специального положения, позволяющего досрочно расторгнуть договор аренды за нарушения экологических правил. Но по поручению президента разработаны поправки к законодательству — в частности, Минприроды предлагает закрепить в КоАП экологические нарушения операторов портов как отдельный вид правонарушения. Также предлагается дополнить закон правом государства на досрочное расторжение договора аренды за нарушения экологических требований.
Вполне возможно, что такие законопроекты будут приняты и вступят в силу к 2020 году, полагает господин Филатов. Если договор аренды с Находкинским МТП будет расторгнут, это лишит компанию статуса оператора морских терминалов порта и приведет к невозможности оказывать транспортные услуги в порту, отмечает он.
Источник, знакомый с ситуацией в находкинском узле, говорит, что предложения расторгнуть договоры на причалы поступили во все местные порты. Позиция «Росморпорта» вызывает у него недоумение, поскольку неясно, чего регулятор хочет добиться в ситуации, когда «соглашение по экологии, подписанное в том числе «Росморпортом», полностью выполняется и перевыполняется, а количество жалоб жителей кратно сократилось».
— Остановка портов Находки приведет к катастрофическим социальным и экономическим последствиям,— говорит он.— Там заняты десятки тысяч людей, налоговые отчисления — миллиарды рублей, экспорт продукции — десятки миллиардов рублей. И это не считая последствий для угледобывающих регионов.
Эксперты гадают: кто и что стоит за «наездом» на порт Находки? Все-таки, олигарх далеко не самый последний человек в бизнес-элите России. В Invest AG Александра Абрамова, Millhouse Романа Абрамовича и «Росморпорте» ситуацию пока не комментируют.
Фото ТАСС и Юрия МАЛЬЦЕВА (из архива)