«Аллигатор» откусил контракт. Минобороны дополнительно закажет на «Прогрессе» более сотни боевых вертолетов Ка-52 за 100 млрд
Государственная программа вооружения (ГПВ) на 2018–2027 годы включает в себя закупку 114 боевых вертолетов Ка-52 «Аллигатор», заявил вчера во время визита в Приморье замминистра обороны Юрий Борисов. Контракт, стоимость которого может достичь 100 млрд руб., станет одним из крупнейших для холдинга «Вертолеты России» и позволит загрузить мощности завода «Прогресс» в Арсеньеве до 2027 года.
Минобороны продолжит закупку вертолетов Ка-52, сообщил заместитель главы ведомства по вооружениям Юрий Борисов во время посещения авиазавода «Прогресс» в Арсеньеве.
— Мы подводили итоги за 2017 год, обсуждали планы на будущую десятилетку. Нам предстоит заключить новый контракт на 114 боевых вертолетов, — заявил замминистра. По словам Юрия Борисова, речь пойдет о новой модификации, поэтому стороны обсуждали детали, а также насколько конструкторы успевают провести все необходимые доработки. В частности, по его словам, для Ка-52 создаются новые ракеты повышенной дальности, кроме того, он получит улучшенную оптико-электронную прицельную систему.
Первый серийный контракт военные и холдинг «Вертолеты России» заключили в 2011 году. По его условиям в войска в период до 2020 года должны быть переданы 146 машин общей стоимостью свыше 120 млрд руб. Этот контракт считался одним из самых крупных для авиапромышленности: фактически на него приходилась десятая часть от всех запланированных поставок вертолетов другого типа. И в отличие от других отраслей, к которым военные традиционно предъявляли претензии (к таким можно отнести судостроение и космическую промышленность), именно к исполнению заказов «Вертолетами России» и заводу «Прогресс», в частности, возникало меньше всего претензий. Арсеньевское предприятие успевало не только своевременно поставлять Ка-52 в войска, но и даже перевыполнять план (в 2016 году ВКС РФ получили не только 14 положенных машин, но и две — сверх плана).
Такой стабильный заказ со стороны военных, вкупе с заказами по линии «Рособоронэкспорта» (например, Ка-52 поставляется в Египет), гарантировал «Прогрессу» практически полную загрузку всех имеющихся мощностей. И на фоне критики в адрес других боевых вертолетов (экс-главком ВКС Виктор Бондарев упрекал Ми-28НЭ в «провальной электронике») Ка-52 был военными воспринят положительно. В реальных боевых условиях он был опробован в марте 2016 года, когда по решению Генштаба он был включен в состав смешанной авиагруппы ВКС России в Сирии: несколько машин данного типа до сих пор несут боевое дежурство.
Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источники, близкие к руководству Минобороны, дополнительные закупки Ка-52 обусловлены несколькими факторами. Во-первых, сирийская кампания показала возросшую потребность ВКС в боевых вертолетах данной модификации: при условии выполнения двух контрактов общее число Ка-52 к 2027 году составит 260 машин, что сделает их основным ударным вертолетом всех вооруженных сил. Во-вторых, с учетом стагнации мирового вертолетного рынка «Вертолетам России» стало все сложнее искать рынки сбыта продукции за рубежом. «С учетом того, что мы заинтересованы в создании корабельной версии Ка-52К «Катран», холдингу нужно было подставить плечо, дав необходимую загрузку», — высказал мнение эксперт.
Источники в авиапромышленности считают, что общая сумма контракта может достичь порядка 100 млрд руб., что сделает его одним из самых крупных для всех предприятий, входящих в «Вертолеты России». Военный эксперт Алексей Леонков полагает, что новый контракт с Минобороны означает для холдинга «безусловную победу», поскольку гарантирует «Прогрессу» деньги и фиксированную цену на продукцию.
Фото представлено пресс-службой Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина