«Некрасиво, Гуменюк». Такое благоустройство Владивосток вряд ли забудет
Вчера поздним вечером во Владивостоке открылся Жариковский сквер, вокруг которого в последние дни было сломано немало копий. Горожане с жаром обсуждали лавочки в форме пианино: кому –то они пришлись по вкусу, но большинство горожан высказало немало резких слов в адрес дизайнеров проекта. На этой почве в социальных сетях даже возник флэшмоб: «Некрасиво, Гуменюк!», к которому организаторы призвали присоединиться жителей Владивостока.
Пока граждане возмущаются, скверы открывают. Изменить уже, по сути, ничего нельзя, остается любоваться происходящим. Или возмущаться, у кого что получается.
Жариковский сквер открывали романтично, при свете луны и звуках саксофона. Приехала и сказала речь даже запред Правительства Приморья, еще одну речь сказал вице-мэр Владивостока, потом дети красиво танцевали, а МТС, пользуясь случаем, раздавала рекламные шарики.
Народ сидел на тех самых лавочках, про которые в последнюю неделю только ленивый не вспомнил. В пяти метрах от сквера были гостеприимно распахнуты двери «Винлаба», за углом притаился «Дилан», и, в общем, было понятно, что лавочки будут использованы по назначению в любом случае. Ибо алкашей вокруг тут традиционно много, а полиции так же традиционно нет.
Корреспондент PortoFranko решил коварно воспользоваться случаем, и отловить на открытии мероприятия хоть кого-то из Дирекции по развитию общественных территорий. Той самой загадочной организации, брифинга которой не удается добиться, несмотря на многочисленные предложения и очевидную необходимость подобного.
И, знаете, повезло! Вот она, великая сила социальных сетей. Всех же знаешь в лицо, все же друзья по Фэйсбуку. Тем паче, симпатичных мужчин из Татарстана сложно с кем-то спутать или не узнать. Возле одной из скандальных лавок немедленно попался на глаза Салават Галиев, руководитель той самой Дирекции.
– Салават, скажите, как на духу, вам на этих лавках сидеть удобно?
Салават немедленно сел на лавку, широко улыбнулся и сказал:
–Мне – очень удобно! А что с лавками не так?
– Да, понимаете, и вид странный, и изгибов для спины нет, какие –то дурацкие на вид лавки, честное слово. А в Игнатьевском сквере так еще хуже!
Хотелось бы знать, — вы когда все это придумываете, с кем-нибудь согласовываете? Почему градостроительного совета нет? Не говоря про архитектора в городе?
– Так я только за то, чтобы был архитектор! – широко улыбнулся Салават. – И за градостроительный совет. Только я эти вопросы не решаю, понимаете?
– Чего тут не понимать, – вздохнула я. – А правда, что ваша дирекция совсем мэру не подчиняется и вы делаете, что хотите? В смысле, он вам не указ?
– Да это вообще глупость какая-то, – рассмеялся Салават Галиев. –Мэр Владивостока – мой прямой работодатель, у меня так в трудовом договоре записано…
– Не поверите, но мы тоже примерно так и думали, – что все-таки мэр за все в городе отвечает! – улыбнувшись в ответ симпатичному руководителю дирекции, мы отправились в народ. Прямо к бабушкам, которые пришли на праздник с каким-то, прямо скажем, скорбным выражением лиц.
– Нравятся вам лавочки? – спросили мы тех, кто на этих лавочках, подозреваем, сидеть будет чаще всего. За исключением местных алкашей, разумеется.
Бабушки в ответ посмотрели хмуро, одна плечами пожала. Видно было, приняли за начальство, решили тактично промолчать.
– Мне вот неудобно сидеть, а вам, наверное, хорошо? – мы попытались завязать светский разговор при звуках разрывающегося за спиной саксофона.
– Да кому ж тут удобно-то будет, а? – решительно махнула рукой одна. – И даже запишите, как меня зовут. Галина Павловна Симончук. – Я в 28 школе раньше работала, учителем. Живу поблизости, часто сюда прихожу, посидеть. Конечно, спине плохо, спина-то у лавки прямая. Да уж ладно, что сделано, то сделано, хоть так…
–А вы еще напишите, пожалуйста, чтобы нам поставили лавочки поближе к останове, – попросила другая бабушка, Елена Николаевна. – А то все лавки возле школы сгрудили, а там, где раньше были, ближе к остановке, там вообще ничего нет. А мы ж когда из магазина возвращаемся, там отдыхали, на тех лавках, всегда.
На открытии встретился еще один местный житель, известный приморский адвокат Евгений Коровин. Трудно было удержаться от вопроса дня:
– Ну что, как сквер?
Адвокат Коровин пожал плечами:
– Что сказать… Подушку, вроде, нормальную на землю положили. Будем надеяться, пару-тройку лет простоит. Это уже третий капремонт на моей памяти. Первые два чрез год рассыпались, на глазах. То, что строители все сроки сорвали, это известно, наверное? Благодаря им первого сентября сто первоклашек вверху, возле школы, на узкой полосе бетона топтались. Лавки на любителя. Растений новых не посадили. Сказал бы: не вижу повода делать из этого ремонта событие. Но стало приятнее, конечно, чем было.
Тут не поспоришь: было значительно хуже. Стало лучше.
Вопрос в том, что на выделенные деньги могло бы стать совсем хорошо. Изящнее, комфортнее, интереснее, в общем. Смотришь, как оформлены общественные пространства в городах и весях мира, даже у ближайших соседей, потом смотришь на наши печки-лавочки, и как-то грустно становится.
Хотя в социальных сетях периодически раздаются возгласы: мол, критики в жиру бесятся. Вкусовщина. Кому-то нравится, кому-то не нравится. Мол, судьи кто?
Согласны. Журналисты и блогеры, наверное, не судьи. Судьей мог бы стать градостроительный совет, который разогнали. Главный архитектор города мог бы стать судьей, но и его тоже нет, и уже много лет, хотя вот это – ни в какие ворота.
По сути, у нас есть сегодня вкусовщина как раз со стороны городской администрации. Кто-то в мэрии, (непонятно, кто именно!),- решил, что будет так. И оно есть.
Есть безумные, уродливые горшки с туями в центре Владивостока.
Есть странные, неудобные лавки. И то, что мы наблюдаем в Жариковском сквере, это еще цветочки. Посмотрите на чудо –лавку в сквере Игнатьевском, больше похожую на тюремную шконку!
Как точно выразились горожане, очень удобная в использовании: сразу и стол и кровать. Выпил, закусил, упал, поспал. Алкаши и бомжи будут очень довольны.
А еще есть замазанная краской уникальная смальта на Спортивной гавани. Обновили, называется: по многолетнему труду художника просто прошлись красочкой. Есть авангардная лавка-клумба, при взгляде на которую плачет стоящая рядом Элеонора Прей, вместе с художественной общественностью Владивостока.
Есть топиарные фигуры, – правда, не натуральные, из дешевого китайского пластика, но зато мэру, наверное, нравятся, а это ж главное! Может, мэр и цветы дома искусственные держит, – кто ж его знает?
Из художественных «достижений»: на той же Спортивной гавани пучится глазами креветка, а на Корабельной набережной скоро приземлятся десять бронзовых чаек, не иначе, символ освоения бюджетных денег, – и ведь это тоже кто-то придумал!
И сердце кровью обливается, когда наблюдаешь ремонт в «сталинке» на Светланской, 109! Уникальный сталинский ампир летит к чертовой матери, в разные стороны… И это в здании, которое является объектом культурного наследия регионального значения.
Кстати, почему ремонт ведется без закупочных процедур? Торгов в реестре нет.
Кто-то хочет сказать, что талантливые строители-узбеки смогут возродить балюстраду взамен сломанной? Или содрать уже положенную серую плитку и восстановить исторический облик здания? Очень смешно и очень грустно слышать подобное.
Больно за Владивосток. Больно за то, что кто-то почему-то решил, что будет так. Что топиарная пошлость – достойное украшение портового города. Не говоря уже о прочем и разном….
И позвольте возразить против тезиса: лучше так, чем никак.
Нет, господа, лучше никак, чем так. Лучше старые, но супер-удобные лавочки на Арбате, где было приятно отдыхать, и которых было много, и все с этими лавками было хорошо, чем то, что стоит сейчас. Куда старые дели, спрашивается, и зачем это сделали?
И правда ли, что Владивосток изо всех сил украшают ударным трудом граждане, находящиеся в местах не столь отдаленных? Интересно, какова стоимость труда граждан заключенных? И какая колония осчастливила новым обликом столицу Дальнего Востока?
Про плохой фэншуй мы сейчас промолчим,- это ж ерунда все. Хотя на Востоке так не считают.
И вот знаете, по мне, так лучше облезлый сталинский , но, по крайней мере, аутентичный ампир, чем дешевая «залепуха», притом за немыслимые средства, которая вот прямо сейчас в процессе производства…
Обидно, что второй раз деньги в таких количествах на новый облик Владивостока в ближайшем будущем не выделят.
И с чем мы останемся, интересно?
В общем, спасибо за то, что творчески освоили бюджеты, господа. Такое благоустройство Владивосток вряд ли забудет.
К слову, пару бронзовых чаек все-таки на мэрию поставьте. Люди в портовом городе говорят – им там самое место.
Лада ГЛЫБИНА
Фото автора