Чья надо клешня. Компания Глеба Франка уже заказывает краболовы в ожидании квот
«Примкраб» (контролируется Глебом Франком) готовит тендер на строительство трех-десяти краболовных судов, в том числе с фабриками по разделке и заморозке. На строительство судов, которые на рынке оценивают в €27–32 млн каждый, претендуют Объединенная судостроительная компания (ОСК), UCL Holding, «Пелла» и «Звезда».
Операционная компания по добыче краба Русской рыбопромышленной компании Глеба Франка — «Примкраб» — запросила у верфей коммерческое предложение на строительство трех-десяти краболовов. Как сообщили ранее в «Примкраб», компания завершила разработку проекта краболовного судна (в июле она договорилась об этом с «Наутик Рус», структурой исландского проектного бюро Nautic). Сейчас совместно с верфями проводится оценка стоимости и сроков строительства, по результатам будет принято решение об объемах заказа. Контракт может быть подписан весной и вступить в силу ближе к осени.
По оценке экспертов в судостроительной отрасли, цена одного краболова — €27–32 млн в зависимости от комплектации. Часть краболовов оснастят фабриками для разделки крабов с последующей заморозкой, часть будет хранить улов в свежем виде.
В конце января сообщалось, что «Примкраб» планирует разместить заказ на 10–15 краболовов на верфях РФ, а точный объем определит исходя из нормативной базы, регулирующей порядок выделения квот на вылов краба. В январе Минсельхоз подготовил законопроект, предполагающий распределение с аукциона 50% всех квот на вылов краба сроком на десять лет под обязательства по строительству объектов из правительственного перечня. Правительство его уже одобрило и передало в Госдуму. Как заявил на днях во Владивостоке глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев, закон о крабовых аукционах «может быть принят в этом году».
На строительство краболовов претендуют верфи, входящие в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК): Выборгский, Амурский и Хабаровский судостроительные заводы, нижегородское «Красное Сормово» и калининградский «Янтарь». Также среди интересантов назывались входящая в UCL Holding Владимира Лисина «Окская судоверфь», «Пелла» Герберта Цатурова и «Звезда» в Приморье (управляется консорциумом «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка).
Не исключается, что «Примкраб» разобьет заказ между разными верфями. По данным источников «Коммерсанта», контракт очень жесткий не только по срокам, но и по условиям. «В нем описано, что в случае срыва инвестконтракта с Росрыболовством штраф заказчика перекладывается на верфь»,— поясняет один из них.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что заказ при полной серии — очень крупный и достаточно сложный с учетом того, что ранее краболовы ни в РФ, ни за рубежом не строились с нуля (их переоборудовали из других рыболовных судов). Заказчику предстоит непростой выбор, отмечает эксперт,— при строительстве всей серии на одной верфи стоимость может быть ниже, но возрастают риски и увеличивается срок строительства, в то время как распределение заказа может снять риски срыва контракта.
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА (из архива)