«Отменить без согласия пассажира»: новые правила придумал «Аэрофлот»
Компания «Аэрофлот» направила в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта письмо с предложением ввести в России тариф, при котором авиаперевозчик сможет сам и без согласия пассажира изменить условия перевозки.
«Использование новых тарифов позволит снизить среднюю стоимость билета на 2%»,— говориться в пояснительной записке документа. Предложение оформлено в виде проекта федерального закона о внесении изменений в Воздушный кодекс и авиационные правила.
Согласно документу, «Аэрофлот» предлагает разрешить авиакомпаниям самостоятельно менять условия перевозки: дату, рейс, маршрут (например, заменить прямой рейс на стыковочный) и класс обслуживания. При этом компенсация будет выплачиваться не во всех случаях. Если уведомление пришло пассажиру за две недели до вылета, то компенсации не будет. Максимальный размер выплаты – 30 000 рублей. При этом у пассажира останется возможность купить билет на этот же рейс по обычному тарифу – с гарантированным перелётом.
Эксперты считают, что авиакомпания опять старается выиграть за счет пассажиров.
— По сути это завуалированная легализация овербукинга – когда компания продаёт билетов больше, чем кресел в салоне, — считает председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. По его мнению, особенно нововведение может стать «конфликтным» для жителей Дальнего Востока, где число авиарейсов ограничено. При этом, например, пассажиры во Владивостоке часто планируют перелет в ту же Москву с учетом дальнейшей пересадки.
Сегодня овербукинг никак не регламентирован в России, по закону российские авиакомпании обязаны перевезти клиента именно тем рейсом, на который он приобрёл билет.
— Предложенный механизм предполагает повышение маржинальности авиакомпании. Каждый случай отказа в посадке будет для неё прибыльным, потому что пересаживать на другой рейс будут самых «дешёвых» пассажиров и компенсация им (которая привязана к стоимости билета) будет минимальной, – говорит эксперт Центра инфраструктурных проектов Высшей школы экономики Андрей Крамаренко.
Как уточнил президент Ассоциации Владимир Тасун, на чье имя было направлено предложение, для сбора мнений всех авиакомпаний рассмотрение инициативы отложено до конца февраля. Минтранс заявил, что предложение не будет рассматриваться «до полноценного восстановления авиасообщения».
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА