«Идут в отказ»: готовятся важные изменения, которые касаются всех владельцев авто
Минфин и ЦБ готовят продолжение реформы ОСАГО — увеличение лимита выплат по жизни и здоровью пострадавших на дорогах в четыре раза, до 2 млн руб., отказ от коэффициентов мощности и региона и от учета износа авто при оплате ущерба деньгами. Только последняя новация потребует увеличения тарифов минимум на 30% — половина машин в стране старше десяти лет, что сейчас дает компаниям право снижать выплаты при учете износа на 30–50%. Грядущий рост тарифов признает и Банк России — он планирует начать обсуждение реформы уже осенью в Думе.
Как сообщил замглавы департамента финансовой политики Минфина Роман Точилин на общем собрании Российского союза автостраховщиков (РСА), «в ближайший год рынок ожидают изменения… которые позволят ему развиться качественно и количественно» — новшества «находятся в русле дальнейшей либерализации на рынке ОСАГО, исключении рудиментов, свойственных этой системе, таких как учет износа (в выплате по ОСАГО)». Речь идет о продолжении реформы ОСАГО, обсуждение которой с рынком Минфин уже начал. Его суть — в трех изменениях: увеличении до 2 млн руб. лимита выплат за ущерб жизни и здоровью, отказе от коэффициентов мощности и территории — и от учета износа при денежной выплате ОСАГО.
Сейчас автовладелец может получить выплату от страховщика деньгами или ремонтом — по данным ЦБ, на него приходится лишь 11% выплат, по оценкам страховщиков — до 20%. За день до собрания РСА, на общем годовом собрании Всероссийского союза страховщиков (ВСС), зампред ЦБ Виктор Чистюхин заявил, что регулятор «ближе к тому, чтобы поддержать уход от износа при выплатах, но это потребует… корректировки тарифов».
— Как актуарии подсчитают — в ту сторону и изменится, но что-то подсказывает, что, наверное, чуть больше вверх, — заявил он.
— В ходе проведенной реформы ОСАГО по индивидуализации тарифа экспертами был поднят ряд вопросов, по которым обсуждение не было завершено. В их круг входят учет износа при осуществлении выплаты в денежной форме и повышение лимита выплаты по жизни и здоровью до 2 млн руб. Мы планируем начать обсуждение этих вопросов в Госдуме осенью текущего года, — сообщили в ЦБ.
Как говорят на рынке, старый автопарк (около 50% транспорта — старше десяти лет) сейчас позволяет учитывать износ в 30–50% при выплатах деньгами — на столько и уменьшается выплата автовладельцу. Как заявил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев на общем собрании союза, «мы созрели и хотим сделать лучше продукты по ОСАГО — увеличить лимиты, отойти от износа, да, в этом случае потребует от людей чуть большая плата». По оценке главы «РЕСО-Гарантии» Дмитрия Раковщика, «в увеличение на 30% базовой средней премии уложатся все новации».
— Увеличение лимита за причинение вреда жизни и здоровью в четыре раза, по предварительным оценкам, приведет к росту стоимости полиса в пределах 1 тыс. руб., меньше 100 руб. в месяц. А отказ от учета износа может увеличить годовую цену полиса еще на стоимость полубака бензина, — пояснил Евгений Уфимцев.
Размер средней премии ОСАГО по итогам 2020 года составил 5497 руб., в первом квартале он вырос на 1,4%.
Как говорят в союзе, благодаря индивидуализации тарифов средняя цена ОСАГО остается неизменной уже более двух лет — с 2019 года. При этом в 2019 году она снизилась по сравнению с 2018 годом на 5% (до 5500 руб.). В то же время средняя выплата только в 2020 году увеличилась на 23%, до 83,6 тыс. руб.
— Несмотря на коронавирусный 2020 год, в целом за три года уровень благосостояния граждан России вырос, и средняя стоимость автомобилей, которые ездят по нашим дорогам, заметно увеличилась, а вместе с ней выросла и стоимость запчастей. Это и позитивные новшества для автомобилистов в самом продукте ОСАГО потребуют некоторой корректировки тарифа, — предупреждает Евгений Уфимцев.
Аналитики пока настроены оптимистично. «Не думаю, что тарифы могут существенно вырасти, конкуренция страховщиков сохраняется»,— говорит глава группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин.
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА