«Разлепить пельмень»: экс-губернатор Дарькин и компания развязывают «войну» в Приморье?
Приморье точно ждет адская жара летом 2021 года. И дело не в том, какая температура будет на градусниках. Гореть будет в политической топке, куда уже сейчас накидали дров. Той искрой, из которой, согласно завещанию Ленина, может разгореться пламя, почти наверняка станет Хасанский район. События, которые разворачиваются на этих «золотых землях» Приморья, могут оказать колоссальное влияние на ситуацию в крае, и даже стать детонатором если не смены власти, то грандиозного федерального скандала. Итак, рассказываем.
«Дело на тормозах»
Даже не знаем, с чего начать. С заявления в Следственный комитет от жителей Славянского городского поселения или со скандальных итогов праймериз? Начнем, пожалуй, с первого, ибо изначально «собака» порылась именно здесь, в центре Славянки, жители которой вот уже много лет отчаянно сражаются с приморским олигархом Русланом Кондратовым.
Суть этой басни очень простая: олигарх Кондратов хочет построить угольный терминал, жители не хотят. Олигарху нужны деньги, еще больше денег, а жителям нужна такая простая, но поистине бесценная вещь, как чистый воздух и чистое море.
Олигарх полагает, что может в этой жизни все. Жители Славянки, в свою очередь, со словами «накося выкуси» держат оборону, и, в общем, у них это неплохо получается. Ибо если бы не народное сопротивление, — митинги и многочисленные обращения в правоохранительные органы, подозреваем, красавица — Славянка давно бы уже покрылась безобразным налетом угольной пыли. Жители отлично понимают, – построят терминал, и Славянке придет конец. На туризме можно будет поставить крест, ибо какой сумасшедший поедет в поселок, фактически посередине которого будут сотни тонн угля? Да что там туристы, – самим жить как?
Это, так сказать, прелюдия. Но вот теперь появился очень серьезный документ, направленный в Следственный комитет, название которого говорит само за себя: «заявление о преступление». Там семь листов сложного юридического текста, но постараемся, все же, дойти до сути.
Спасибо тем неизвестным юристам, которые выполнили эту, поистине, грандиозную работу, которая ставит под сомнение законность выделения земельных участков в поселке Славянка под строительство угольного терминала.
Речь идет о громадном участке земли, более чем в 250 гектаров, — это почти треть Славянки. Не будем говорить о том, что на генплане советских времен это были земли рекреационного назначения, – ни о каком промышленном использовании речи быть не могло.
Но каким-то образом про рекреационную зону забыли. В 2015 году вдруг начали разрабатывать новые правила землепользования и застройки. И вот, по неведомой причине, без учета Генплана муниципального образования Славянского городского поселения, у «золотых участков» в центре поселка, находившихся доселе в зоне рекреации, вдруг возник совершенно иной вид разрешенного пользования, который позволяет размещать там угольный терминал. Лихо, да?
Причем произошло это довольно странным образом: В 2015 году Муниципальный комитет принимает новые ПЗЗ (правила землепользования и застройки). По закону, проект ПЗЗ подлежал вынесению на публичные слушания. Так вот, в заявлении в Следственный комитет говорится, что в тексте протокола публичных слушаний от 22.07.2015 нет и намека на то, что были какие-либо предложения о переводе интересующих нас земельных участков в те территориальные зоны, которые разрешали бы строить там угольный терминал.
Таким образом, авторы заявления утверждают, что « в нарушении норм ГрК РФ территория , в границах которой находятся участки с кадастровыми номерами 25:20:210102: 2136, 25:20:210102:2137, а также в дальнейшем будет сформирован земельный участок с кадастровым номером 25:20:0000003872 , была переведена ПЗЗ, принятыми 30.09.2015 из территориальной зоны ЕЛ1 в территориальные зоны ТИ 2 и ТИ 3, которые не соответствуют функциональной зоне объектов рекреационного назначения, указанном в генплане для этой территории».
То есть, какие –либо основания для перевода данной территории в зоны ТИ 2 и ТИ 3, позволяющие строить на ней угольный терминал, отсутствуют как в протоколе публичных слушаний, так и в заключении по итогам публичных слушаний. Это при том, что все прочие изменения ПЗЗ были отражены.
Возникает вопрос – имел место подлог? Как это могло произойти? Ответа на этот вопрос общественность не получила. Проверить бы эту ситуацию на коррупционную составляющую. Однако всем до сих пор недосуг, а зря.
«Васька слушает, да ест»
Далее история развивалась так. В 2016 году был проведен аукцион, по итогам которого право аренды на эти два золотых участка получило некое ООО «Петрол Юнион». Однако уже в 2017 было подписано соглашение о передаче прав и обязанностей по договору №127 от ООО «Петрол Юнион» к ООО «Тихоокеанский балкерный терминал».
Несмотря на то, что есть пункт 7 ст.448 ГК РФ, где написано, что победитель торгов не вправе уступать права по обязательствам. То есть, выиграл торги – будь добр, исполняй по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора.
Тем не менее, по участкам с ООО «Тихоокеанский балкерный терминал» был заключен договор аренды, хотя изначальным арендатором, выигравшим аукцион, является ООО «Петрол Юнион». Никаких сведений о том, чтобы проведен новый аукцион, на сайте Администрации Славянки нет.
На каком основании был заключен новый договор с ООО «Тихоокеанский балкерный терминал» – неизвестно. Жители Славянки в 2019 написали новое коллективное обращение к депутатам муниципального комитета, где высказались против изменения назначения участков с рекреации на зону объектов транспортной и складской инфраструктуры.
В октябре 2020 были назначены очередные общественные слушания, рассматривался проект внесения изменения в генплан. В ходе проведения слушаний, как утверждают авторы документа, были выявлены многочисленные нарушения. Перечислим (процитируем!) некоторые:
–Администрация Славянки целенаправленно ограничивала доступ граждан к книге учета предложений.
– Организатор общественных обсуждений не обеспечил консультирование посетителей экспозиции, а в микрорайоне Рыбак экспозиции фактически не было.
– Сбор персональных данных участников общественных обсуждений шел с нарушением закона, и прочее и разное…
В документе, поданном и зарегистрированном в книге регистрации сообщений о преступлении (КРСП) 15 января 2021 года, обо всем этом предметно говорится. К сожалению, судьба этого документа довольно странная. Начнем с того, что дело спустили в район. Этим же и закончим.
Скажите, разве могли районные следователи быть кристально, скажем так, объективны, находясь на территории района, деятельность администрации которого им предстояло расследовать? Очень в этом сомневаемся. А если уже направили в район, то, как минимум, надо было контролировать ход проверочных мероприятий на краевом уровне.
Увы… Все это очень напоминает ситуацию, когда дело заведомо спускают на тормозах. После подачи заявления в СК, после пяти месяцев проверки на уровне района, было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
Закон для своих?
Каким же чудесным образом такое могло произойти?
Для жителей Славянки, равно как для экспертного сообщества, ответ на этот вопрос очевиден.
– Можно сказать, что к строительству угольного терминала в Славянке Хасанского района подошли системно, – считает известный политолог Петр Ханас. – Сначала сформировали свою местную власть: на пост руководителя политического совета районного отделения партии «Единая Россия» назначили лояльного Руслану Кондратову человека, Веронику Ильину. Потом, при поддержке угольного магната, избрали муниципальный комитет Славянки, избрали большую часть лояльных глав поселений. На мой взгляд, сегодня местная власть точно не защищает интересы населения. Муниципальные депутаты творят, что хотят. В результате, из государственного оборота были выведены в пользу одной коммерческой организации , аффилированной с олигархом Русланом Кондратовым, громадные земельные участки.
По сути, Хасанский район превратился в какое-то отдельное княжество в Приморье. Краевая власть там вроде бы есть, но, по сути, она постоянно спотыкается о волю и финансовые интересы другого человека.
А ведь угольный терминал – это не только загаженная экология. Лукавят те специально обученные люди, которые уверяют жителей, что терминал поднимет экономику Славянки и даст рабочие места. Увы, могут возникнуть варианты. Если, (не дай бог!), в поселок по железной дороге пойдет 20 миллионов тонн угля в год, есть реальная угроза того, что возникнуть серьезные проблемы у градообразующих предприятий «Восток-Бункер» и СРЗ. А там, в сумме, работают порядка тысячи человек.
Остается надеяться на то, что времена сейчас меняются. Вон, раскрутили же земельные махинации с землей под Владивостоком, там, где была замешана лидер приморского отделения Партии Пенсионеров Юлия Толмачева. Отлично следствие поработало, молодцы! Так давайте браться за другие земли. Невзирая, так сказать, на количество денег в кошельках интересантов.
Тем паче, что на днях заместитель Генерального прокурора РФ Дмитрий Демешин как раз призывал власти регионов Дальневосточного федерального округа резко усилить работу по вопросам, касающимся охраны окружающей среды.
Так давайте усилим, давно ведь пора. Давайте вернемся к рассмотрению земельного конфликта между жителями и олигархом, пока этот конфликт не вылез боком на будущих выборах. А то, что он там вылезет – к бабке не ходи. И последствия уже для краевых властей, равно как и в целом для ситуации в регионе, могут быть печальны.
«Дарькин, Сидоров, Кондратов»
А теперь самое время перейти к другой части нашего марлезонского балета, и посмотреть на Хасан через призму главного события сезона – глобальных выборов в Заксобрание и Госдуму. Почему именно эта территория оказалась в поле зрения экспертов, как место разжигания межэлитных конфликтов, способных оказать влияние на общий расклад политической борьбы.
Здесь стоит вспомнить Розу Чемерис, и ее «цыганочку с выходом» с праймериз «Единой России». Нужно быть очень наивным человеком в политике, чтобы не понимать очевидного: спектакль разыгран прекрасно, выборные очки набраны. Не будем рассуждать, кто кидался краской в баннеры и нападал на автобус Чемерис. Скажем одно – все случилось очень вовремя и кстати.
Внезапно обидевшись на «Единую Россию», (которая, кстати, дала ей мандат депутата гордумы Владивостока), Роза из гламурной дамы внезапно превращается в борца за честные выборы и уходит в туман. На этом месте впору уронить скупую слезу, и оглянуться в поисках той партии, на клумбе которой наша прекрасная Роза попытается взойти, чтобы пройти в Госдуму.
Госпожа Чемерис не скрывает, что намерена продолжить борьбу по округу №62, в противовес представителю «Единой России» Александру Щербакову. Попутно Роза Басировна говорит ныне много разных слов о выборных нарушениях, о том, что это не останется безнаказанным, и перемены грядут. Любо-дорого в последнее время Розу Чемерис читать, просто картина «Свобода на баррикадах» перед глазами. Красного флага ей не хватает, для полноты образа.
Любопытно, что эти же мысли – про беспредел на праймериз, – транслируются в ряде телеграмм-каналов и СМИ Приморья, которые, превознося Розу, безостановочно «полощут» Щербакова, – кандидатуру от ЕР, между прочим, одобренную губернатором Приморья.
Согласитесь, нужно иметь очень прочный тыл, чтобы играть в такие сложные шахматы. И, по некоторым данным, такой тыл у госпожи Чемерис есть. Ни для кого не секрет, какие замечательные отношения у семьи Чемерис с семьей бывшего губернатор Приморья Сергея Дарькина. Дружит Роза Басировна и с Русланом Кондратовым.
И вот в политических кругах Приморья в последнее время начали обсуждать, натурально, новость дня. Чуть ли не о тройственном союзе Дарькина, Кондратова и Чемерис, с далеко идущими целями… Мол, почему только мэров во Владивостоке меняют? Как говорили в известном кино, «а не замахнутся ли нам на Вильяма нашего, Шекспира?»
Также обсуждается визит в Приморье известного политтехнолога, автора выборной кампании Дарькина, Николая Сидорова. Сидоров сейчас изо всех сил вытягивает в Хабаровске Дегтярева, но, видимо, хватило время и на Розу Чемерис.
Давно у нас в крае не было такой любопытной предвыборной истории.
– Что касается сложившейся политической ситуации в Приморье, выскажу свое личное мнение, – комментирует политолог Петр Ханас. – В крае появились силы, заинтересованные в дестабилизации социально-экономической ситуации, росте уровня социальной напряженности и наличия межэлитных конфликтов. На мой взгляд, все эти факторы являются угрозами для высокой оценки деятельности губернатора Олега Кожемяко. То, что это происходит в период федеральных выборов, тоже неслучайно. И театральное выдвижение, и сама кампания на праймериз Розы Чемерис, и организация глобального подкупа избирателей, и серьезные информационные вбросы против партии и губернатора, – в этом есть определенный умысел, направленный на создание препонов для деятельности губернатора и подрыва его авторитета. Что-то подобное можно было предсказать еще в прошлом году, когда произошел передел части медиа рынка в Приморье. В конце прошлого года солидная часть медиа-активов попала под влияние людей, лояльных Кондратову. Стали активно работать десяток телеграмм каналов, промывающих мозги элитам Приморского края. Замечу, что именно эти каналы в период праймериз работали против Щербакова, и продолжают манипулировали мнением населения. В этой мутной воде проще создавать условия для захвата социально-ориентированного бизнеса и дальнейшего нанесения репутационного урона Олегу Кожемяко.
С господином Ханасом трудно не согласиться. Очевидно, что Руслану Кондратову, кроме лояльного муниципального комитета, нужен еще дружественный, скажем так, депутат Госдумы. Потенциально – лоббист угольного терминала.
Полагаем также, что Дарькину, при его многочисленных интересах в Приморье, также нужен такой депутат, но это не может быть Щербаков, ставленник Кожемяко. А вот Роза… Согласитесь, Роза в этой ситуации, равно как и вне ее смотрится прекрасно, и способна украсить любую партию, особенно при финансовой поддержке Дарькина и Кондратова.
Что же касается разговоров по углам, мол, «Дарькин задумал снести Кожемяко»… Сомнительно, с одной стороны. Хотя денег у Дарькина так же много, как и интересов в Приморье. А также масса энергии и связей, причем в высших политических кругах. И если результат нынешней избирательной кампании окажется провальным для «Единой России», так поручиться ни за что нельзя.
Дарькину ли не знать, как легко слететь с поста губернатора, когда ты проиграл выборы.
«Мы уже никому не верим!»
К слову, насчет настроений масс. Нам удалось встретиться с авторами заявления в Следственный комитет. Разговор не слишком получился. Прежде всего потому, что в лице журналиста PortoFranko видели засланца «от Кондратова». Все наши попытки убедить, что это не так, к успеху не привели.
– Мы уже никому не верим, – заявили хасанские «борцы», назовем их так. – Ни журналистам, ни политикам, ни красным, ни белым, ни серо-буро-малиновым. Но на выборах мы им покажем…
Отличный градус настроений в Славянке, на радость министерству внутренней политики Приморья.
В связи с этим у нас вопрос: не кажется ли краевой власти, что в этой филармонии явно пора что-то поправить? Что это неправильно, когда люди не верят совсем никому? Что эта ситуация, – по сути, бомба замедленного действия, детонатором которой может выступить решительно все? Может быть, уже пришла пора реагировать?
А ведь выход есть, и он довольно простой. Гордиев узел Славянки можно разрешить только одним законным способом, который, к слову, как раз и предлагают жители. Нужно тщательным образом проверить факты, указанные в заявлении в Следственный комитет. И если эти факты подтвердятся, ничего не нужно изобретать: нужно просто действовать по закону. А именно: «разлепить пельмень». То есть, вернуть землям, которые собираются использовать под строительство угольного терминала, их изначальное рекреационное назначение.
Так давайте, наконец, поставим точку в проблеме угольного терминала в Славянке. И все.
И пусть там Руслан Кондратов на этих 250 гектарах парк разводит, лебедей в пруды запускает, и кормит их с руки. Чудесное занятие. Лебеди – они ведь точно лучше, чем депутаты. На наш взгляд, иных вариантов разрядить ситуацию на территории нет.
А что будет, если все оставить как есть? О, тогда журналистам этим летом весело будет. Вот за власть не ручаемся, извините.
Лада ГЛЫБИНА
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА (из архива), РИА «ПримаМедиа» и из соцсетей